ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Элементы топливной и воздушной системы Валдай ГАЗ-3310

Система питания двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104

Система питания (топливная система) двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104 состоит из топливного насоса высокого давления (ТНВД) со всережимным регулятором частоты вращения и с механическим топливоподкачивающим насосом, ручного топливоподкачивающего насоса, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, топливопроводов высокого и низкого давления, топливного бака. Принципиальная схема системы питания показана на рис.7.

Топливо из бака 1 забирается топливоподкачивающим механическим насосом 5, проходит через фильтр 2 грубой очистки и подается под давлением к фильтру 8 тонкой очистки топлива.

Очищенное топливо поступает а топливный насос 12 высокого давления, который в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя подает топливо по топливопроводам высокого давления к форсункам 9. Избыточное топливо и вместе с ним попавший в систему воздух отводятся по дренажным топливопроводам 3, 10 и 11.



Рис.7. Схема системы питания двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104

1 -топливный бак; 2 - фильтр грубой очистки топлива; 3,10, 11 -дренажные трубопроводы; 4 - топливоподкачивающий ручной насос; 5 - топливоподкачивающий механический насос; 6 - клапан выпуска воздуха; 7 - труба впускная двигателя; 8 - фильтр тонкой очистки топлива; 9 - форсунка; 12 - топливный насос высокого давления; 13 - клапан противодавления

Воздух из топливной системы Валдай ГАЗ-3310, 33104 после сборки или ремонта топливопроводов и агрегатов системы питания удаляют с помощью ручного насоса 4 через клапаны выпуска воздуха на фильтре и ТНВД.

Топливный бак вместимостью 105 л установлен с левой стороны на лонжероне рамы и крепится на кронштейнах с помощью двух хомутов. Между кронштейнами и баком уложены картонные прокладки. Топливозаборная трубка снабжена сетчатым фильтром. В нижней части бака расположена сливная пробка.

Наливная горловина закрывается герметично пробкой без клапанов. В верхней части бака имеется шариковый клапан, соединенный трубкой с воздушным фильтром.



Рис. 8. Регулятор частоты вращения коленчатого вала Валдай ГАЗ-3310, 33104

1 - толкатель обратного корректора; 2 - муфта; 3 - держатель грузов; 4 - главный рычаг регулятора; 5 - рычаг обратного корректора; 6 - пружина обратного корректора; 7 - винт обратного корректора: 8 - пружина; 9 - тяга рейки; 10 - рычаг включения подачи; 11 - поводок рейки; 12 - корпус регулятора; 13 - стартовая пружина; 14 - наконечник штока; 15 - шток: 16 - пружина корректора по наддуву; 17 - мембрана; 18 - пробка; 19 - стопорная шайба; 20 - крышка мембраны; 21 - втулка штока; 22 - тарелка мембраны; 23 - корпус мембраны: 24 - крышка смотрового люка; 25 - двуплечий рычаг; 26 - ось рычага управления с кулачком; 27 - гильза главной пружины; 28 - стакан главной пружины; 29 - главная пружина: 30 - гайка прямого корректора; 31 - корректор; 32 - корпус корректора; 33 - пружина прямого корректора; 34 - пружина кривошипа; 35 - кривошип; 36 - рычаг кривошипа; 37 - серьга; 38 - крышка регулятора; 39 - ползун; 40 - груз регулятора

На двигатель Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104 устанавливают рядный топливный насос высокого давления 773-20.05.

ТНВД обеспечивает подачу дозированных порций топлива в каждый цилиндр двигателя в определенный момент в течение определенного промежутка времени под высоким давлением. Он расположен с правой стороны двигателя и приводится шестернями.

На ТНВД расположен регулятор (рис. 8) частоты вращения коленчатого вала двигателя и механический топливоподкачивающий насос.

ТНВД Валдай ГАЗ-3310, 33104 снабжен штуцером подвода топлива и штуцером выпуска дренажного топлива с клапаном противодавления. Смазка ТНВД централизованная.

Масло поступает из главной масляной магистрали двигателя по подающему трубопроводу и по сливному каналу сливается в картер двигателя.

У топливного насоса два рычага: рычаг управления скоростным режимом двигателя; рычаг останова, отключающий подачу топлива, с электромагнитным приводом.

Топливный насос Валдай ГАЗ-3310, 33104 приводится в действие от коленчатого вала через распределительные шестерни.

Фильтр грубой очистки топлива сетчатого типа, установлен на левом лонжероне рамы перед топливным баком.

Уход за фильтром грубой очистки топлива Валдай ГАЗ-3310, 33104 состоит в периодическом сливе отстоя через сливную пробку, очистке от грязи и отложений стакана фильтра, промывке чистым неэтилированным бензином и продувке сжатым воздухом стакана фильтра, сетки фильтрующего элемента и деталей фильтра.

Для снятия фильтрующего элемента необходимо отсоединить трубопроводы от штуцеров на корпусе фильтра, отвернуть болты крепления стакана к корпусу и снять стакан, вывернуть фильтрующую сетку из корпуса и снять ее. Сборку фильтра проводить в порядке, обратном разборке.

Фильтр тонкой очистки топлива Валдай ГАЗ-3310, 33104 предназначен для окончательной очистки топлива перед поступлением его в топливный насос высокого давления.

Фильтр состоит из корпуса, крышки и фильтрующего элемента. Клапан на крышке фильтра служит для выпуска воздуха, а корпус фильтра снабжен пробкой для слива отстоя и воды.

Регулятор частоты вращения коленчатого вала всережимный, прямого действия, поддерживает заданный скоростной режим двигателя.

Все регулировки регулятора проводятся на специальном стенде в мастерской квалифицированными специалистами.

Механический топливоподкачивающий насос низкого давления Валдай ГАЗ-3310, 33104 - поршневого типа, предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки к ТНВД.

Насос установлен на корпусе ТНВД и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала ТНВД.

Ручной подкачивающий насос предназначен для заполнения топливом системы питания при неработающем двигателе и для удаления воздуха из системы питания перед пуском двигателя, после сборки или ремонта топливопроводов и агрегатов системы питания.

Прокачка осуществляется движением вверх-вниз рукоятки со штоком и поршнем. После прокачки рукоятка должна быть плотно навинчена на резьбовой конец цилиндра.

Форсунка двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104 бесштанговая, закрытого типа, с распылителем с пятью калиброванными отверстиями и гидравлически управляемой иглой.

Топливо к форсунке подводится через штуцер, в котором размещен щелевой фильтр, защищающий форсунку от «монтажной» грязи. Просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя топливо отводится по каналам к дренажному трубопроводу.

Форсунка установлена в головке цилиндра в специальное гнездо и закреплена скобой. Между торцом форсунки (торцом гайки распылителя) и головкой помещена уплотнительная прокладка.



Рис.9. Механизм управления приводом подачи топлива двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104

1 - тяга; 2 - упор; 3 - рычаг педали; 4 - буфер; 5 - педаль; 6 - рычаг валика; 7 - сектор; 8 - кронштейн валика акселератора; 9 - гайки; 10 - регулировочный наконечник; 11 - трос: 12 - тяга; 13 - рычаг подачи топлива

Уход за механизмом управления приводом подачи топлива состоит в проверке легкости перемещения и хода педали, который должен обеспечивать полный ход рычага подачи топлива ТНВД.

Ход рычага педали 5 от буфера 4 до упора 2 должен обеспечивать полный ход рычага подачи топлива. Регулировку проводить с помощью регулировочного наконечника 10. В случае необходимости можно изменить длину тяги 12 с помощью наконечников.

Обслуживание топливной системы двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104

Обязательным условием надежной работы системы питания является чистота всех ее приборов и узлов.

Заливать в бак необходимо только чистое топливо. Заправку необходимо проводить через сетки и фильтры.

Следует периодически сливать отстой и попавшую в топливо воду через сливные пробки фильтров топлива и топливного бака.

Нужно соблюдать сроки чистки и промывки фильтров и топливного бака. Для промывки бак рекомендуется снять. Фильтр топливозаборной трубки промывается отдельно от бака.

Промывка фильтров и бака Валдай ГАЗ-3310, 33104 осуществляется чистым неэтилированным бензином или горячей проточной водой с последующей продувкой сжатым воздухом.

При необходимости фильтр топливозаборной трубки можно промыть и не снимая топливного бака. Для этого следует отсоединить топливоотводящую трубку и, отвернув шесть винтов крепления фланца топливозаборной трубки, вынуть ее вместе с фильтром из бака.

Необходимо тщательно проверять плотность соединений топливопровода. Нарушение герметичности соединений может вызвать во время работы двигателя подсос воздуха в систему, что приведет к уменьшению подачи топлива и нарушениям в работе двигателя.

Проверку плотности соединений надо проводить при хорошем освещении и работающем на холостом ходу двигателе. Обычно неплотности устраняются подтягиванием ключом накидных гаек или штуцеров. При этом надо остерегаться чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу.

Воздушная система двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104

Система питания двигателя двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104 воздухом включает в себя воздушный фильтр, турбокомпрессор, охладитель наддувочного воздуха и впускной коллектор.

Воздушный фильтр сухого типа состоит из корпуса 10 (рис.10), сменного фильтрующего элемента 2 из пористого фильтр-картона и крышки 3. Для обеспечения герметичности устанавливают резиновые уплотни-тельные прокладки 1 и 7.



Рис.10. Воздушный фильтр Валдай ГАЗ-3310, 33104

1 - уплотнитель корпуса; 2 - элемент фильтрующий; 3 - крышка фильтра; 4 - гайка; 5, 6 - шайбы; 7 - уплотнитель элемента; 8 - хомут; 9 - шланг; 10 - корпус фильтра

Для нормальной работы системы питания двигателя воздухом необходимо следить за плотностью соединений, не допуская подсоса неочищенного воздуха в двигатель.

На двигателе автомобиля Валдай ГАЗ-3310, 33104 установлен регулируемый турбокомпрессор.



Рис.11. Турбокомпрессор Валдай ГАЗ-3310, 33104

1 - корпус компрессора; 2 - корпус подшипника; 3 - корпус турбины; 4 - исполнительный механизм; 5 - кронштейн крепления исполнительного механизма; 6 - воздухопровод; 7 - ротор

Турбокомпрессор двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104 служит для подачи воздуха под давлением в цилиндры двигателя и состоит из радиальной центростремительной турбины, приводимой в движение отработавшими газами двигателя, и центробежного одноступенчатого компрессора при консольном расположении колес относительно опор. Колесо компрессора и колесо турбины находятся на одном валу.

Отработавшие газы из цилиндров двигателя через выпускной коллектор поступают в корпус турбины в виде однозаходной улитки. Здесь скорость газов возрастает и они попадают на колесо турбины и приводят его во вращение.

Воздух засасывается компрессором Валдай ГАЗ-3310, 33104 из воздухоочистителя и попадая на вращающееся колесо компрессора, под действием центробежной силы сжимается, его температура и давление возрастают.

Далее он поступает в кольцевой улиточного типа диффузор, затем в охладитель наддувочного воздуха, далее во впускной коллектор и цилиндры двигателя.

Регулировка наддува происходит путем перепуска части отработавших газов мимо колеса турбины при превышении определенного значения давления наддува.

Турбокомпрессор двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104 (рис.11) состоит из следующих основных узлов: ротора 7, корпуса 3 турбины, корпуса 2 подшипника, корпуса 1 компрессора, исполнительного механизма 4, кронштейна 5 крепления исполнительного механизма, воздухопровода 6.

В состав ротора входят вал, сваренный с колесом турбины, и установленные на нем колесо компрессора, распорная втулка масляного уплотнения, две шайбы, гайка и два уплотнительных кольца.

Ротор вращается в радиальном подшипнике, установленном в корпусе подшипника. Осевое перемещение ротора воспринимается упорным подшипником.

В корпус турбины регулируемого турбокомпрессора Валдай ГАЗ-3310, 33104 встроен перепускной клапан. Рычаг перепускного клапана соединен регулируемой тягой с исполнительным механизмом, связанным воздухопроводом с выходом компрессора.

Настройка регулятора на определенное давление проводится регулировкой длины тяги. Изменение длины тяги исполнительного механизма турбокомпрессора в процессе эксплуатации не допускается.

Подшипники турбокомпрессора двигателя Д-245 автомобилей Валдай ГАЗ-3310, 33104 смазываются и охлаждаются маслом, поступающим по трубопроводу от системы смазки двигателя. Из турбокомпрессора масло сливается в картер двигателя.

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________