Система зажигания автомобилей ГАЗ-53, 3307
Система зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 —
батарейная, бесконтактная транзисторная с напряжением в первичной
цепи 12В, состоит из источников электрического тока, катушки
зажигания, добавочного резистора, коммутатора, распределителя
зажигания, свечей зажигания, наконечников свечей, выключателя
зажигания и проводов низкого и высокого напряжения.
Рис.1. Схема системы зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
А — к стартеру; 1 — катушка зажигания; 2 — первичная обмотка; 3 —
вторичная обмотка; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — указатель тока; 6
— дополнительное реле стартера; 7 — добавочный резистор; 8 —
выключатель зажигания и стартера; 9 — помехоподавительный резистор;
10 — свеча зажигания; 11 — распределитель-датчик; 12 —
помехоподавительный резистор бегунка; 13 — обмотка распределителя;
14 — постоянный магнит; 15 — коммутатор; R1— резистор МЛТ-8,2кОм;R2
— резистор МЛТ-1, R3 — резистор МЛТ; R4 — резистор МЛТ-82 кОм; R5 —
резистор МЛТ-62 Ом; R6 — резистор МЛТ-200 Ом; R7, R8 — резисторы
МЛТ-47кОм;С2 — конденсатор К73-17-250В-0Д; СЗ — конденсатор
К73-17-4008-1; С4, С5— конденсаторы К73-17-250В-0.047 мкФ; С6 —
конденсатор К50-29-160В-10; С7 — конденсатор КЛ-2-И20-500В-1000; VI
— диодыКДЮ2БилиКД4 521А; V2 — диоды КД209А или КД212А; V3 —
транзистор КТ 848 А; V4, V5 — транзисторы КТ630Б или КТ653Б; V7 —
диод 102Б
Надежная и экономичная работа двигателя зависит от бесперебойной
работы системы зажигания ГАЗ-53. Для устранения радиопомех,
вызываемых системой зажигания, провода высокого напряжения имеют
распределенное сопротивление, а наконечники свечей— подавительные
резисторы. Схема системы зажигания показана на рис.1.
Техническая характеристика системы зажигания автомобилей
ГАЗ-53, ГАЗ-3307
Порядок зажигания ГАЗ-53 - 1 — 5 — 4 - 2—6 — 3 -7 — 8
Тип распределителя зажигания (трамблер) - 24.3706
Частота вращения валика распределителя в 1 мин с бесперебойным
искра-образованием при работе с катушкой зажигания Б116 на
трехэлектродный разрядник при искровом промежутке 7 мм, мин-1 - 20 —
2300
Направление вращения валика распределителя зажигания (трамблер)
- по часовой стрелке
Катушка зажигания - Б116
Свечи зажигания - А11
Величина искрового промежутка в свечах, мм - 0,8 — 0,95
Добавочный резистор - 14.3729
Коммутатор - 13.3734 или 13.3734-01
Наконечник свечи - 35.3707200
Сопротивление наконечника, кОм - 4 — 7
Катушка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (Б 116) служит для преобразования
тока низкого напряжения в ток высокого напряжения.
Катушка зажигания Б 116 представляет собой
трансформатор, на железном сердечнике которого намотаны вторичная, а
сверху ее первичная обмотки. Сердечник с обмотками установлен в
герметичном стальном корпусе, наполненном маслом и закрытом
высоковольтной пластмассовой крышкой.
Сопротивление обмоток при температуре 15 — 35°С: первичной 0,43 Ом,
вторичной 13 000 — 13 400 Ом.
Техническое обслуживание зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
Для предохранения от возможного пробоя пластмассовой крышки катушку
необходимо очистить от грязи, пыли и масла, проверить надежность
крепления проводов высокого и низкого напряжений.
При неработающем двигателе нельзя оставлять включенным зажигание во
избежание перегрева катушки, приводящего к выходу ее из строя.
Применение других типов катушек зажигания недопустимо.
Причинами неисправности катушки зажигания могут
быть: пробой изоляции; междувитковое замыкание; сколы и трещины
пластмассовой крышки; прогар крышки, катушки зажигания из-за
недосыла высоковольтного провода в гнездо.
В обмотках катушки зажигания дефекты чаще всего появляются из-за их
перегрева и работе с увеличенными зазорами свечей. Перегрев
происходит главным образом при включенном зажигании и незаведенном
двигателе.
Прежде чем снять катушку зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 для замены,
следует убедиться в исправности и надежности присоединения проводов
к выводам катушки. Проверять катушку следует на специальном стенде
совместно с транзисторным коммутатором, добавочным резистором и
распределителем.
Исправная катушка зажигания должна обеспечивать бесперебойное
искрообразование на трехэлектродном игольчатом разряднике с искровым
зазором в 7 мм от 20 до 2300 мин"1 валика-распределителя и
окружающей температуре 25°С. Если катушка не удовлетворяет этим
требованиям, ее следует заменить.
Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-53, ГАЗ-3307
Трамблер автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (24.3706) (рис.2) представляет
собой генератор, который вырабатывает импульсы напряжения для
управления транзисторным коммутатором и для распределения импульсов
тока высокого напряжения по свечам зажигания.
Трамблер автоматически регулирует момент зажигания
в зависимости от оборотов двигателя и от нагрузки. Автоматическая
регулировка момента зажигания в зависимости от оборотов
осуществляется центробежным регулятором, а от нагрузки - вакуумным
автоматом.
Рис.2. Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-53, ГАЗ-3307
1 — корпус; 2 — масленка; 3 — грузик центробежного автомата: 4 —
пружина вакуумного автомата; 5 — регулировочная шайба; 6 — вакуумный
автомат; 7 — диафрагма; 8 — магнитопровод ротора; 9 — постоянный
магнит ротора; 10 — ротор; 11 — крышка; 12 — помехоподавигельный
резистор; 13 — центральный вывод; 14 — центральный контакт-резистор;
15 — бегунок; 16 — фильц; 17 — полуэкран; 18 — винт; 19 — обмотка
статора; 20 — статор; 21 — магнитопровод обмотки статора; 22—опора
статора; 23 — шариковый подшипник; 24 — пружина центробежного
автомата; 25 — упорный шариковый подшипник (на части датчиков
устанавливается упорная шайба); 26 — втулка; 27 - валик; 28 —
октан-корректор; 29 — упорная шайба; 30 — штифт; 31 — шип валика
В корпусе 1 в двух втулках 26 установлен валик 27. На верхней части
вала смонтирован центробежный регулятор с ротором 10, на котором
установлен магнит 9. На верхней части ротора установлен бегунок 15.
В корпусе расположен статор 20, который крепится к опоре 22 с
подшипником 23.
Сверху корпус закрыт крышкой 11, в которой имеются выводы для
проводов высокого напряжения от свечей и катушки зажигания. Вал 27
распределителя зажигания приводится во вращение от
шестерни распределительного вала.
Центробежный регулятор опережения зажигания трамблера ГАЗ-53
автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от
скорости вращения распределительного вала двигателя.
Несоответствие углов опережения зажигания числу оборотов обычно
бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора или с
ослаблением их пружин и вызывает детонацию, снижение мощности
двигателя, а также увеличение расхода топлива.
Вакуумный регулятор опережения зажигания автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от
нагрузки на двигатель.
Ручная регулировка (при установке зажигания) осуществляется
поворотом трамблера ГАЗ-53 в корпусе привода. Для поворота
необходимо отпустить болт крепления трамблера.
Поворот корпуса распределителя зажигания на
одно деление шкалы соответствует изменению угла опережения на 4° (по
углу поворота коленчатого вала).
Установка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
Для установки зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
при снятых с двигателя трамблере и его приводе необходимо:
- установить коленчатый вал в положение в.м.т. конца хода сжатия в
первом цилиндре; поставить привод распределителя на двигатель;
- установить распределитель зажигания на двигатель и провода
высокого напряжения; установить момент зажигания.
Порядок присоединения проводов высокого напряжения от трамблера к
свечам показан на рис.3.
Рис.3. Порядок присоединения проводов к свечам
распределителя зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307
А — перед автомобиля
Установка момента зажигания ГАЗ-53,
ГАЗ-3307 производится после установки распределителя на место в
следующем порядке:
- установить коленчатый вал в положение, при котором он перейдет на
4° в.м.т. конца хода сжатия в первом цилиндре, что соответствует
положению указателя против четвертой риски на шкиве коленчатого
вала;
- ослабить гайку крепления держателя привода распределителя
зажигания;
- снять крышку трамблера. Нажать пальцем на бегунок против
его вращения (для устранения зазора в приводе), осторожно повернуть
корпус распределителя (трамблера) до совмещения красных меток на
роторе и статоре и в этом положении закрепить гайку держателя
привода.
Установка момента зажигания автомобиля ГАЗ-53, ГАЗ-3307 должна
выполняться с большой точностью. Наличие даже небольшой неточности
вызывает повышенный расход топлива, падение мощности двигателя.
Кроме этого, могут быть случаи пробоя
прокладки головки цилиндров, прогорание поршней, клапанов и других
явлений, вызываемых детонацией.
Поэтому доводка момента зажигания производится на
дороге при движении. Делается это таким образом: двигатель
прогревается до температуры жидкости в системе охлаждения 80 — 90
°С.
Двигаясь на прямой передаче по ровной дороге
со скоростью 25 км/ч, резко нажать до отказа на педаль дроссельных
заслонок и дать машине разгон до 60 км/ч.
Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная
детонация, исчезающая при скорости 45— 50 км/ч, то установка момента
зажигания выполнена правильно.
При сильной детонации повернуть корпус распределителя зажигания
ГАЗ-5, ГАЗ-33073 на одно деление шкалы октан-корректора по часовой
стрелке (каждое деление шкалы соответствует повороту коленчатого
вала на угол 4°).
При полном отсутствии детонации повернуть корпус
датчика-распределителя на одно деление против часовой стрелки. После
корректировки момента зажигания проверить его правильность,
прослушивая двигатель при движении автомобиля.
Всегда следует регулировать установку зажигания, дающей при большой нагрузке двигателя лишь легкую
детонацию. При раннем зажигании, когда слышна сильная детонация,
может быть пробита прокладка головки блока и могут прогореть клапаны
и поршни.
При позднем зажигании резко растет расход топлива, и двигатель
перегревается. Более точную установку зажигания производят с помощью
стробоскопа.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
- Техобслуживание сцепления ГАЗ-3307
- Система рулевого управления ГАЗ-3307
- Детали КПП автомобиля ГАЗ-3307
- Обслуживание заднего моста ГАЗ-3307
- Обслуживание топливной системы дизельного двигателя Д-245
- Сцепление ГАЗ-3309 с дизельным двигателем
- Операции по разборке коробки передач ГАЗ-3309
- Сервис переднего моста ГАЗ-3309
- Ремонт карданных валов автомобилей ГАЗ-3309
_________________________________________________________________________________________
- Операции по сборке базовых компонентов двигателя ЗИЛ-130
- Операции по сервису и ремонту КПП ЗИЛ-130
- Техобслуживание и ремонт сцепления ЗИЛ-130
- Ремонт и регулировки заднего моста ЗИЛ-130
_________________________________________________________________________________________
- КАМАЗ-4310, 43118, 43114
- КАМАЗ-5320, 55111, 53212, 5511, 55102
- КАМАЗ-65115, 6520, 65117
- КАМАЗ-4308
- Двигатель КАМАЗ-740
_________________________________________________________________________________________
- Детали блока цилиндров и головки двигателя ЯМЗ-236
- Сервисное обслуживание поршневой группы и коленвала ЯМЗ-236
- Диагностика и технические регулировки двигателя ЯМЗ-236
- Устройство и регулировки ТНВД и форсунок двигателя ЯМЗ-236
- Блок цилиндров и поршневая ЯМЗ-238
- Компоненты системы питания топливом дизеля ЯМЗ-238
- Устройство и регулировки ТНВД дизеля ЯМЗ-238
- Техническая конструкция коробки передач ЯМЗ-239
_________________________________________________________________________________________
- Компоненты переднего моста и рулевые тяги автомобиля Маз-5516, 5440
- Система рулевого управления автомобилей Маз-5516, 5440
- Детали сцепления и коробки передач Маз-5516, 5440
- Техническое обслуживание ведущих мостов автомобилей Маз-5516, 5440
- Гидроусилитель рулевого управления автомобилей Маз-5551, 5335
- Обслуживание карданной передачи автомобилей Маз-5551, 5335
- Техбслуживание и регулировка сцепления Маз-5551, 5335
- Ремонт и сервис заднего моста автомобилей Маз-5551, 5335
_________________________________________________________________________________________
- Коробка переключения передач Урал-4320
- Устройство и регулировки мостов Урал-4320
- Обслуживание раздаточной коробки Урал-4320
- Компоненты рулевого управления Урал-4320
_________________________________________________________________________________________