ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Устройство карданной передачи Камаз-4308

Для автомобилей Камаз-4308 с колесной формулой 4x2 применяются сочленённые трехшарнирные карданные валы с промежуточной опорой, состоящие из двух валов: одношарнирного промежуточного и двухшарнирного карданного вала привода заднего моста с изменяемой длиной.



Рис. 22. Схема карданной передачи автомобиля Камаз-4308 с удлиненной базой

1 - карданный вал промежуточный одношарнирный; 2 - промежуточная опора; 3 - карданный вал привода заднего моста двухшарнирный.

Карданный вал Камаз-4308 промежуточный с опорой

Карданный вал Камаз-4308 с промежуточной опорой имеет один шарнир и применяется в комплекте с двухшарнирным валом, балансируются они в комплекте.



Рис. 23. Промежуточный карданный вал Камаз-4308 с промежуточной опорой

1 - вал карданный; 2 - фланец с пылеотражателем; 3 - крестовина; 4 - уплотнение подшипника; 5 - обойма подшипника; 6 - подушка; 7 - крышка; 8 - фланец-вилка; 9 - пластина опорная; 11 - шайба тарельчатая; 12 - пресс-масленка; 13 - подшипник (311А); 19 - клапан предохранительный; 20 - гайка М39; 21 - манжета; 22 - манжета; 23 - подшипник крестовины.

К трубе промежуточного кардана Камаз-4308 (рис.23) с одного конца приварена вилка, с другого - вал шлицевой. На шлицевой вал установлен подшипник 13 шариковый 311А, фланец 2 с пылеотражателем, которые закреплены гайкой 20.

Гайка затягивается моментом 196...235 Нм (20...26 кг/см) и контрится отгибанием пояска гайки в паз кардана.

На подшипник установлена обойма 5 подшипника, на обойму резиновая подушка 6, подшипник с двух сторон защищен крышками 7 с манжетами 21 и 22.

Крышки соединены болтами со стопорными шайбами и гайками, которые затягиваются моментом 21,5...24,5 Нм (2...2,5 кг/см).

В полость подшипника вилки кардана Камаз-4308 при сборке закладывается 60-80 г смазки Литол. Левая манжета 21 имеет обозначение 864176, правая манжета 22 имеет обозначение 864180.

Манжеты отличаются друг от друга наклонной насечкой на рабочей кромке, которая направлена в разные стороны. Поэтому менять местами их нельзя.

Уплотнение игольчатых подшипников 23 крестовины комбинированное: резиновая самоподжимная двухкромочная манжета радиального уплотнения, встроенная в обойму подшипника, и двухкромочная торцевая манжета, напрессованная на шип крестовины.

Карданный вал заднего моста автомобиля Камаз-4308

Подшипники крестовины в проушинах вилок карданного вала заднего моста Камаз-4308 закрепляются стопорными кольцами 19, которыми также регулируется осевой зазор вдоль шипов крестовины в пределах 0,01...0,05 мм.

Для регулировки зазора крестовины карданного вала заднего моста Камаз-4308 предусмотрен набор стопорных колец различной толщины

Кольцо 53205-2205040 - 2,0 (толщина в мм)

53205-2205041 - 2,03

53205-2205044 - 2,06

53205-2205045 - 2,09

53205-2205046 - 2,11

53205-2205049 - 1,97

Следует отметить, что от точности регулировки зависит величина неустранимого дисбаланса. Чем меньше зазор, тем величина дисбаланса меньше, и наоборот.

При регулировке замеры производятся микрометром. По окончании регулировки вилки шарниров карданного вала заднего моста Камаз-4308 при вращении их вокруг шипов крестовин в обоих направлениях должны плавно поворачиваться моментом не более 4,9 Нм (0,5 кг/см).



Рис. 24. Карданный вал привода заднего моста Камаз-4308

1 - карданный вал в сборе; 2 - гайка самоконтрящаяся М14x1,5 (251648); 3 - болт М12x1,5 (1/14220/31); 4 - вилка скользящая; 5 - втулка шлицевая; 6 - труба телескопического уплотнения; 7 - вилка приварная; 8 - петля; 9 - проволока; 10, 11 - пластина балансировочная.

Телескопическое шлицевое соединение кардана Камаз-4308 состоит из вилки скользящей 4 (рис. 24), выполненной заодно со шлицевым валом, и шлицевой втулки 5,сваренной с трубой 6 и вилкой приварной 7.

Шлицевая втулка по внутренним шлицам и наружному диаметру покрыта полиамидным покрытием (полиамид 11) с толщиной слоя 0,2...0,3 мм.

Полиамидное покрытие износостойкое и имеет малый коэффициент трения по стали, поэтому при осевых перемещениях в шлицевом соединении сила трения значительно меньше, чем в традиционных конструкциях, таким образом, менее нагружены осевыми силами соединяемые агрегаты: коробка передач, ведущий мост.

На трубах приварены петли 8, которые служат для соединения карданного вала при транспортировке проволокой 9 диаметром 3-4 мм.

Карданные валы Камаз-4308 после сборки динамически балансируют при частоте вращения 2000 мин-1. Балансировка осуществляется установкой пластин балансировочных, закрепленных болтами.

Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта на трубах карданного вала выбиты стрелки, которые обязательно нужно совмещать при повторных сборках.

При установке карданных валов на автомобиль Камаз-4308 болты крепления 3 и самоконтрящиеся гайки 2 закрутить моментом 186...206 нм (19...21 кг/см).

Резиновую подушку охватывает штампованный хомут 15, сверху накладывается пластина 4. Пластина развальцовывается за края хомута, при этом должно быть обеспечена возможность осевого перемещения опоры.

Опора прикрепляется к специальному кронштейну 5, закрепленному на поперечине рамы. Болты 5 крепления M16 и самоконтрящиеся гайки 6 затягиваются моментом 280...330 Нм (28,5...30 кг/см).



Рис.25. Трехшарнирный карданный вал Камаз-4308 с промопорой

1 - карданный вал промежуточный; 2 - карданный вал привода заднего моста; Г - поверхности крепления промежуточной опоры при балансировке; Е - метки сбалансированного комплекта.

Техническое обслуживание и ремонт карданных валов автомобиля Камаз-4308

Техническое обслуживание карданов Камаз-4308 во время эксплуатации сводится к пополнению смазки в крестовинах и промежуточной опоре, смазке шлицевого соединения через пресс-маслёнку и проверке моментов затяжки болтов крепления фланцев.

Периодичность смазки: при ТО-2 в крестовинах и промежуточной опоре, при сезонном техническом обслуживании в шлицевом соединении.

Крестовины смазывать до появления свежей смазки из-под кромки уплотнения хотя бы одного подшипника, в шлицевое соединение сделать 10-15 «качков» шприца или 30-40 г из нагнетателя.

При СТО проверить наличие зазоров в шлицевом соединении карданных валов Камаз-4308 и в крестовинах. Ощутимый зазор не допускается.

Снимать и разбирать карданные валы необходимо только в случае неисправности для замены деталей. Шлицевое соединение ремонту не подлежит, при значительных износах карданный вал необходимо заменить новым.

Возможна замена крестовин в сборе с подшипниками. В запасные части крестовины поступают в сборе с подшипниками и пресс-маслёнками.

Таблица моментов затяжки резьбовых соединений карданных валов Камаз-4308

Гайки крепления фланцев трехшарнирного карданного вала, крепления фланцев карданных валов автомобилей Камаз-4308 с импортными валами - 186...206 Нм (19...21 кг/см).

Гайки крепления промежуточной опоры к кронштейну подвески - 280...330 Нм (28,5...30 кг/см).

Болты крепления балансировочных пластин - 31,4...35,3 Нм (3,2...3,6 кг/см).

Разборка карданных валов автомобилей Камаз-4308

Перед разборкой шлицевого соединения необходимо убедиться в сохранности меток на трубах карданных валов, если метки не обнаружены, то нанести новые ударным способом или краской, с тем, чтобы в дальнейшем, при сборке, их совместить.

Для разборки шарниров кардана Камаз-4308 необходим пресс усилием до 2т., т.к. подшипники в проушинах запрессованы с натягом. Перед разборкой рекомендуется выдержать шарнир в дизельном топливе или керосине до 30 мин.

Выпрессовывать подшипники крестовин ударным способом запрещается. После разборки шлицевое соединение промыть, а крестовины с подшипниками заменить новыми.

Сборка карданов Камаз-4308

Сборку шарниров карданных валов Камаз-4308 производить в следующей последовательности: перед сборкой в полость каждого подшипника заложить 11-13 г смазки, затем на крестовину установить торцевые уплотнения.

Завести крестовину в проушины вилки, запрессовать один из подшипников в проушину вилки на прессе, плавно поднимая усилие запрессовки. При сборке не применять ударный метод, это приведет к разрушению полиамидной шайбы на донышке подшипника.

В канавку вилки установить стопорное кольцо, желательно среднего размера, из набора колец. Перевернуть крестовину и, воздействуя прессом на шип крестовины через отверстие в проушине, переместить подшипник до упора в поставленное стопорное кольцо.

Затем запрессовать второй подшипник до упора в торец шипа крестовины карданного вала Камаз-4308, замерить размер «Б» от торца подшипника до буртика канавки, при этом точность замера должна быть не менее 0,01 мм.

Подобрать размер стопорного кольца из набора, обеспечив зазор между стопорным кольцом и буртиком канавки 0,01...0,05 мм. Возможен метод замера зазора набором щупов, толщиной от 1,97 до 2,11 мм через каждые 0,005 мм.

При отсутствии возможности точного замера названного зазора можно устанавливать стопорные кольца подбором, начиная с наибольшей толщины, последовательно переходя к меньшему размеру.

Вслед за непроходным следующее по размеру проходное кольцо должно войти в канавку под действием сил упругости. Таким же способом собираются следующие два шипа крестовины.

После сборки вилки шарниров кардана Камаз-4308 при вращении их вокруг шипов крестовин в обоих направлениях вручную должны плавно поворачиваться. Момент поворота должен быть не более 5 Нм (0,5 кг/см).

Заменить уплотнение шлицевого соединения, предварительно раскернив обойму. Перед соединением шлицы карданного вала смазать смазкой Литол 24. При соединении совместить метки, выбитые на трубах карданного вала.

Неправильное соединение шлицевого соединения, при котором вилки карданного вала окажутся развернутыми, приводит к значительному неравномерному вращению ведомых валов соединяемых агрегатов, что приводит к резонансному явлению и разрушению деталей, например, в коробке передач могут разрушиться синхронизаторы 2-3 передачи.

После замены деталей карданные валы Камаз-4308 необходимо динамически отбалансировать при 2000 мин-1, не менее. Допустимый дисбаланс для карданного вала заднего моста 35 гсм.

При любой установке карданного вала допустимый дисбаланс должен быть не больше 180 г.см. После балансировки нанести метки на трубах карданных валов друг против друга для отметки сбалансированного комплекта.

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________