ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Конструкция коробки передач Камаз-4308

На автомобиле Камаз-4308 установлена механическая коробка передач КПП-141, которая имеет пять передач для движения вперед и одну передачу для движения назад.

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач используют два пальчиковых синхронизатора инерционного типа.



Рис.11. Коробка передач Камаз-4308 (продольный разрез)

1 - ведущий вал; 2 - крышка заднего подшипника первичного вала; 3, 23 - регулировочные прокладки; 11 - опора рычага переключения передач; 12 - ось блока зубчатых колес заднего хода; 13,31 - упорные шайбы; 14 - блок зубчатых колес заднего хода; 15 - роликовый подшипник; 16 - болт со штифтом в сборе; 17 - стопорная шайба; 18 - верхняя крышка; 19, 32, 36 - уплотнительные прокладки; 20 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 21 - упорное кольцо; 22 - задний шариковый подшипник вторичного вала; 25 - уплотнительные манжеты; 26 - гайка крепления фланца; 27 - фланец крепления карданного вала; 28 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29 - крышка подшипника; 30 - сферический роликовый
подшипник; 33 - промежуточный вал; 34 - картер коробки передач; 35 - ведомый вал; 37 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 - картер сцепления.

Техническая характеристика коробки передач Камаз-4308 КПП-141

Передаточные числа: 1 - 5,62; 2 - 2,89; 3 - 1,64; 4 - 1,00; 5 - 0,724; ЗХ - 5,3

Подшипники валов - шариковые, роликовый сферический, роликовые.

Подшипники шестерен - роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора.

Синхронизаторы КПП Камаз-4308 - инерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами.

Шестерни - с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления.

Привод спидометра - двухступенчатый, состоит из червячной пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен.

Система смазывания - комбинированная. Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства.

Отбор мощности - с двух сторон через люки по ГОСТ 12323-66; с правой стороны - от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой - от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала.

Управление коробкой передач Камаз-4308 - механическое с дистанционным приводом.

На коробке передач Камаз-4308 установлен выключатель фонаря заднего хода. Фонарь загорается при включении передачи заднего хода.

Для предотвращения одновременного включения двух передач в крышке между штоками установлен замок шарикового типа. Для предотвращения от случайного включения передачи заднего хода или первой передачи при движении автомобиля Камаз 4308 в крышке имеется пружинно-пальчиковый предохранитель разрезного типа.

Манжеты, размещенные в крышках первичного и вторичного валов, предохраняют внутреннюю полость коробки передач от попадания пыли и грязи и предотвращают утечку масла.



Рис.12. Коробка передач КПП 141 (вид сзади)

1 - рычаг переключения передач; 5 - крышка люка отбора мощности; 6 - уплотнительная прокладка; 8 - сливная магнитная пробка; 9 - пробка сливного отверстия; 10 - зубчатое колесо привода спидометра; 11 - втулка; 16 - фланец преобразователя спидометра.



Рис. 13. Ведущий вал КПП-141 в сборе

1 - вал ведущий; 2 - подшипник шариковый 3 - кольцо стопорное подшипника; 4 - гайка кольцевая; 5 - кольцо маслонагнетающее; 6 - шарик стопорный.



Рис. 14. Промежуточный вал КПП Камаз-4308 в сборе

1 - вал промежуточный; 2 - подшипник передний роликовый; 3 - шестерня привода промежуточного вала; 4 - кольцо стопорное; 5 - втулка распорная; 6 - шестерня IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - шпонка.

Коробка переключения передач Камаз-4308 состоит из следующих основных сборочных единиц: картера 34 (рис. 11), в котором смонтированы ведущий 1, ведомый 35 и промежуточный 33 валы в сборе с зубчатыми колесами, синхронизаторами и подшипниками; блока зубчатых колес заднего хода; верхней крышки 18 коробки с механизмом переключения передач в сборе.

К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 38 сцепления. Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками.

Крышка 2 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления Камаз-4308.

Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку.

Внутренняя полость крышки большого диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце этой полости препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а следовательно, способствуя повышению избыточного давления масла в полости нагнетания.

В верхней части крышки имеется отверстие для подвода масла из маслонакопителя коробки передач Камаз-4308 в полость нагнетания.

Крышка 20 заднего подшипника ведомого вала прикреплена к заднему торцу картера коробки передач, центрируется по наружной обойме заднего подшипника 22 ведомого вала.

В задней части крышки установлена манжета 25 с пылесборником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.

В приливах правой стенки коробки переключения передач КПП Камаз-4308 выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 блока зубчатых колес заднего хода.

От выпадания ось закреплена стопорной шайбой 17, привернутой болтом 16, имеющим отверстие, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение, предотвращая вытекание смазочного материала.

Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом.

В нижней части картера (рис. 12) в бобышках ввернуты пробки 8 и 9 сливных отверстий; в пробку 8 вмонтирован магнит, который улавливает металлические частицы, находящиеся в масле.

С двух сторон картера КПП Камаз-4308 имеются люки для установки коробок отбора мощности, закрытые крышками 5 с уплотнительными прокладками 6.

Допустимое значение отбираемой мощности 22,06 кВт (30 л.с.) с каждого люка. Отбор мощности и включение допускаются только при остановке автомобиля.

Во внутренней полости картера, в передней части левой стенки, примыкающей к переднему торцу картера, отлит маслонакопитель, куда при вращении зубчатых колес забрасывается масло, которое затем через отверстие в передней стенке картера поступает в полость крышки первичного вала и на маслонагнетающее кольцо.

Зубчатые колеса коробки передач 141 скомплектованы попарно с сопрягаемыми зубчатыми колесами по пятну контакта.

Ведущий вал коробки переключения передач Камаз-4308 (рис. 13) выполнен как одно целое с зубчатым колесом; его передней опорой является шариковый подшипник, расположенный в расточке коленчатого вала. Полость подшипника заполняется смазкой №158 и уплотняется манжетой.

На задний конец вала с упором в торец зубчатого колеса установлены шариковый подшипник 2 и маслонагнетающее кольцо 5, стопорящееся от проворачивания на валу шариком 6. Пакет стягивается кольцевой гайкой 4, поясок которой вдавливается в пазы вала.

Свободный ход ведущего вала регулируется набором стальных прокладок 3 (рис. 11) толщиной 0,2 мм и 0,3 мм, устанавливаемых между торцом первичного вала и наружной обоймой подшипника.

Промежуточный вал КПП 141 автомобиля Камаз-4308 (рис. 14) выполнен как одно целое с венцами зубчатых колес первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы зубчатые колеса третьей 7 и четвертой 6 передач и зубчатое колесо 3 привода промежуточного вала.

Ведомый вал 16 (рис. 15) в сборе с зубчатыми колесами и синхронизаторами установлен соосно с первичным валом. На переднем конце вала размещен подшипник 2 с приставным внутренним кольцом.

Все зубчатые колеса ведомого вала коробки переключения передач Камаз-4308 установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник зубчатого колеса четвертой передачи насыпной, без сепаратора.

Зубчатые колеса четвертой 18 и третьей 7 передач в осевом направлении закреплены упорной шайбой 4 с внутренними шлицами, которая установлена в выточке вала так, что ее шлицы расположены против шлицев вала, и застопорена от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21.

По оси вала просверлен канал для подвода смазочного материала по радиальным отверстиям к подшипникам зубчатых колес. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на первичном валу.



Рис. 15. Ведомый вал КПП 141 Камаз-4308 в сборе

1 - кольцо стопорное; 2 - подшипник передний роликовый; 3 - синхронизатор IV и V передач; 4 - кольцо упорное; 5 - ролики подшипника IV передачи; 6 - втулка шестерни IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - подшипник роликовый; 9 - синхронизатор II и III передач; 10 - шестерня II передачи; 11 -
шестерня заднего хода; 12 - муфта включения I передачи и заднего хода; 13 - втулка шестерни 1 передачи; 14 - шестерня I передачи; 15 - шайба упорная; 16 - вал ведомый; 17 - втулка шестерни заднего хода; 18 - шестерня IV передачи; 19 - пружина; 20 - втулка промежуточная; 21 - шпонка замковая.



Рис. 16. Механизм переключения передач КПП Камаз-4308

1 - заглушка; 2 - крышка верхняя коробки передач; 3 - вилка переключения IV и V передач; 4 - винт установочный; 5 - проволока шплинтовочная; 6 - вилка переключения II и III передач; 7 - вилка переключения I передачи и заднего хода.



Рис. 17. Замок и фиксаторы механизма переключения КПП-141

1 - шарик замка; 2 - стакан стопорного шарика; 3 - пружина стопорного шарика; 4 - штифт замка; 5 - шарик стопорный фиксатора.

Механизм переключения передач КПП Камаз-4308

Механизм переключения передач (рис. 16) размещен в крышке коробки передач КПП Камаз-4308.

Каретки синхронизаторов и муфта включения первой передачи и передачи заднего хода перемещаются рычагом, установленным в кабине, через дистанционный привод, штоки и вилки.

Вилки закреплены установочными винтами на штоках, перемещающихся в отверстиях верхней крышки.

Механизм переключения коробки передач КПП-141 Камаз-4308 состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6 и 7 переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов с шариками 5 (рис. 17), предохранителя включения первой передачи и передачи заднего хода и замка штоков.

Замок штоков имеет две пары шариков 1 (рис. 17) и штифт 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт - в отверстии среднего штока между шариками.

Диаметры шариков и расстояние между штоками выбраны так, что при перемещении любого штока из нейтрального положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их на корпус.

Сверху на крышке механизма переключения коробки передач Камаз-4308 установлена опора 11 (рис. 11) рычага со штоком.

Опора рычага переключения передач (рис. 18) состоит из кронштейна 1, гофрированного уплотнителя 5 люка, пружины 6 уплотнителя, укороченного рычага 4 переключения передач, который сферической частью опирается на полиуретановую втулку 7, гасящую вибрацию рычага.

Сверху сфера поджата через опорную шайбу 2 пружиной. Установочный винт 8 фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении при регулировке привода. В рабочем положении болт должен быть вывернут и застопорен контргайкой.



Рис. 18. Предохранитель механизма переключения передач КПП-141

1 - пружина предохранителя; 2 - предохранитель; 3 - толкатель предохранителя.



Рис. 19. Опора рычага переключения передач КПП Камаз-4308

1 - кронштейн; 2 - опорная шайба; 3 - чехол; 4 - рычаг наконечника; 5 - уплотнитель люка; 6 - пружина; 7 - полиуретановая втулка; 8 - установочный винт.



Рис. 20. Привод управления механизмом переключения передач коробки передач Камаз-4308 модели 141

3 - рукоятка рычага переключения передач; 5 - тяга; 7 - тяга реактивная; 8 - коробка передач; 9 - двигатель; 10 - опора рычага переключения передач; 17 - рычаг; 71 - гайка; 100 - хвостовик; В - рычаг переключения передач; Г - шток; К - гайка.

Дистанционный привод управления механизмом переключения передач (рис. 19) состоит из качающегося рычага В переключения передач, опоры 10 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, тяги 5 управления, хвостовика 100, рычага 17.

Сферические опоры тяги 5 размещены в расточке кронштейна опоры рычага переключения передач.

Синхронизаторы коробки передач КПП Камаз-4308

Синхронизаторы коробки передач Камаз-4308 (рис. 21) состоят из двух конусных колец 1 и 4, жестко связанных между собой блокирующими пальцами 3, и каретки 2, перемещающейся по шлицам вторичного вала.

Пальцы в средней части имеют конические поверхности, являющиеся блокирующими. Отверстия в диске каретки, через которые проходят блокирующие пальцы, также имеют блокирующие поверхности в виде фасок с двух сторон отверстия.

Конусные кольца не имеют жесткой связи с кареткой. Они соединены с ней фиксаторами 5, поджимаемыми пружинами 6 в канавки пальцев.



Рис. 21. Синхронизатор КПП Камаз-4308 четвертой и пятой передач

1,4- конусные кольца; 2 - каретка; 3 - блокирующий палец; 5 - фиксатор; 6 - пружина.

При передвижении каретки вилкой механизма переключения передач Камаз-4308 конусное кольцо, двигаясь вместе с кареткой, подводится к конусу зубчатого колеса.

Вследствие разности частот вращения каретки, связанной с вторичным валом, и зубчатого колеса конусное кольцо сдвигается относительно каретки до соприкосновения блокирующих поверхностей пальцев с блокирующими поверхностями каретки, которые препятствуют дальнейшему осевому перемещению каретки.

Выравнивание частот вращения при включении передачи обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца синхронизатора и включаемого зубчатого колеса КПП Камаз-4308.

Как только частоты вращения каретки и зубчатого колеса сравняются, блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению каретки и передача включится без шума и удара.

При включении синхронизированных передач с шумом надо немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее во избежание преждевременного выхода из строя синхронизатора.

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________