ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Элементы системы рулевого управления Камаз-4308


Рис.44. Установка рулевой колонки Камаз-4308

1 - колесо рулевое; 2 - кронштейн крепления колонки; 3 - вал карданный; 4 - колонка; 5 - крышка рулевого колеса; 8 - фланец крепления колонки; 9 - крышка фланца; 10 - прокладка крышки фланца; 11 - болт крепления колонки; 12 - ограждение противоугонного устройства; 14, 15, 16, 17, 18 - болт; 19, 20, 21 - винт; 22, 23 - гайка; 24,25, 26 - шайба пружинная.

Рулевое управление автомобиля Камаз 4308 состоит из рулевого механизма со встроенным гидроусилителем, клапана управления гидроусилителем, рулевой передачи, колонки с рулевым колесом, карданного вала, насоса рулевого гидроусилителя, бачка гидросистемы, радиатора, трубок высокого и низкого давления, тяг рулевого привода.

Передаточное число рулевого механизма равно 21,7. Привод насоса рулевого гидроусилителя Камаз-4308 осуществляется от коленчатого вала двигателя.

Рулевой привод состоит из продольной и поперечной тяг с нерегулируемыми шаровыми шарнирами. Установка колонки рулевого управления в кабине автомобиля показана на рис. 44. В колонке 4 вращается вал с рулевым колесом 1.

Рулевая колонка Камаз-4308 прикреплена в верхней части к кронштейну 2, установленному на внутренней панели кабины, в нижней части - к фланцу 8 на полу кабины. Колонка соединена с рулевым механизмом карданным валом 3. На рулевой колонке установлен выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством.

Карданный вал (рис. 45) рулевого управления Камаз-4308 имеет два шарнира. Каждый шарнир состоит из вилок 1 и 6, соединенных крестовиной 3, шипы которой имеют игольчатые подшипники 4. Подшипники установлены в вилки и закреплены от выпадания упорными кольцами 2.

Карданный рулевой вал Камаз-4308 имеет скользящее шлицевое соединение, обеспечивающее возможность изменения расстояния между шарнирами при перемещениях кабины.

Шлицы перед сборкой надо смазать тонким слоем смазочного материала, а во втулку заложить 28-32 г. Уплотнительное кольцо 8 служит для удержания смазочного материала и предохранения соединения от замерзания.

В каждый игольчатый подшипник при сборке заложено 1-1,2 г смазки. Пополнять смазочный материал в процессе эксплуатации не требуется. Резиновые кольца 5 предотвращают попадание грязи и влаги в шарнирное соединение.



Рис. 45. Карданный рулевой вал Камаз-4308

1 - вилка; 2, 9 - упорные кольца; 3 - крестовина; 4 - игольчатый подшипник; 5,8 - уплотнительные кольца; 6 - вилка со шлицевым стержнем; 7 - обойма уплотнительного кольца; 10 - вилка со шлицевой втулкой.



Рис. 46. Рулевая передача Камаз-4308

1 - ведущее зубчатое колесо; 2 - манжета; 3 - крышка корпуса; 4 - корпус ведущего зубчатого колеса; 5, 7, 10 - шариковые подшипники; 6 - регулировочные прокладки; 8, 15, 19 - уплотнительные кольца; 9, 18 - упорные кольца; 11 - ведомое зубчатое колесо; 12 - упорная крышка; 13 - корпус; 14 - распорная втулка; 16 - гайка крепления подшипников; 17 - шайба; 20 - защитная крышка.

Рулевая передача Камаз-4308 (рис. 46) с двумя коническими зубчатыми колесами со спиральными зубьями передает вращение от карданного вала на винт рулевого механизма.

В осевом положении ведомое зубчатое колесо фиксируется упорным кольцом 9 и упорной крышкой 12. Передаточное число рулевой передачи равно 1.

Рулевой механизм Камаз-4308 с встроенным гидроусилителем (рис. 47) прикреплен к переднему кронштейну передней левой рессоры. Картер 14 рулевого механизма, в котором перемещается поршень-рейка, является одновременно рабочим цилиндром гидроусилителя.

Винт 17 рулевого механизма имеет шлифованную с большой точностью винтовую канавку. В гайке 18 рулевого механизма прошлифована такая же канавка и просверлены два отверстия, выходящие в нее. Отверстия соединяются косым пазом, выфрезерованным на наружной поверхности гайки.

Два одинаковых желоба 19 полукруглого сечения, установленные в указанные отверстия и паз, образуют обводной канал, по которому шарики 20, выкатываясь из винтового канала, образованного нарезками винта и гайки, вновь поступают в него.

Число циркулирующих в замкнутом винтовом канале шариков - тридцать один, восемь из них находятся в обводном канале.

Гайку после сборки с винтом и шариками следует устанавливать в поршень-рейку 15 и фиксировать двумя установочными винтами 9, торцы которых нужно вдавить в кольцевую проточку, выполненную на поршне-рейке.



Рис. 47. Рулевой механизм со встроенным гидроусилителем Камаз-4308

1 - передняя крышка; 2 - клапан управления гидроусилителем; 3, 29 - упорные кольца; 4 - плавающая втулка; 5,7 - уплотнительные кольца; 6, 8 - распорные кольца; 9 - установочный винт; 10 - вал сошки; 11 - перепускной клапан; 12 - защитный колпачок; 13 - задняя крышка; 14 - картер рулевого механизма; 15 - поршень-рейка; 16 - магнитная пробка; 17 - винт; 18 - шариковая гайка; 19 - желоб; 20 - шарик; 21 - рулевая передача; 22 - упорный роликовый подшипник; 23 - пружинная шайба; 24 - гайка; 25 - упорная шайба; 26 - регулировочная шайба; 27 - регулировочный винт; 28 - контргайка регулировочного винта; 30 - боковая крышка.

Толщина зубьев сектора вала сошки и поршня-рейки переменная по длине, что позволяет изменять зазор в зацеплении посредством осевого перемещения регулировочного винта 28, ввинченного в боковую крышку.

С целью уменьшения усилия, прикладываемого к рулевому колесу, рулевой вал сошки Камаз-4308 установлен на двух игольчатых подшипниках 25, расположенных в боковой крышке 31 и картере рулевого механизма.

Осевое перемещение вала сошки после сборки рулевого механизма должно быть 0,02-0,08 мм. Это обеспечивается подбором соответствующей толщины регулировочной шайбы 27.

На части винта рулевого механизма Камаз-4308, расположенной в полости корпуса рулевой передачи, нарезаны шлицы, которыми винт сопрягается с ведомым зубчатым колесом рулевой передачи.

Клапан управления рулевым гидроусилителем (рис. 48) закреплен на торце рулевой передачи четырьмя шпильками и болтом. Корпус 8 клапана имеет выполненные с большой точностью отверстия - центральное и шесть меньших отверстий (три сквозных и три глухих), расположенных вокруг него.

Золотник 6 клапана управления гидроусилителем Камаз-4308, размещенный в центральном отверстии, и упорные роликовые подшипники 22 (рис. 47) закреплены на винте гайкой 24, буртик которой вдавлен в паз винта 17.

Под гайку подложена коническая пружинная шайба 23, обеспечивающая постоянство натяга упорных роликовых подшипников. Вогнутой стороной шайба направлена к подшипнику. Большие кольца роликовых, упорных подшипников обращены к золотнику.

В одном из плунжеров, находящихся в глухих отверстиях, встроен шариковый обратный клапан 4, соединяющий при отказе гидросистемы рулевого управления линии высокого и низкого давления и обеспечивающий возможность управления автомобилем Камаз 4308.

В этом случае рулевое управление работает как обычная механическая система без усиления.

В корпусе клапана управления ГУР Камаз-4308 установлен также предохранительный клапан 10, соединяющий линии нагнетания и слива при давлении в системе более 7,5-8 МПа (75-80 кгс/см2) и предохраняющий насос от перегрева, а детали механизма от чрезмерных нагрузок.

Предохранительный клапан размещен в отдельной бобышке, что обеспечивает возможность доступа к нему без разборки механизма при необходимости выполнить проверку, регулировку и замену.

От насоса ГУР Камаз-4308 к корпусу клапана управления подведены рукава и трубки высокого и низкого давления. По первым масло направляется к механизму, а по вторым возвращается в бачок гидросистемы.



Рис. 48. Клапан управления гидроусилителем руля Камаз-4308

1 - плунжер глухого отверстия; 2, 5 - пружины; 3 - резьбовая пробка; 4 - обратный клапан; 6 - золотник; 7 - реактивный плунжер; 8 - корпус клапана; 9 - уплотнительное кольцо; 10 - предохранительный клапан.



Рис. 49. Схема работы рулевого гидроусилителя ГУР Камаз-4308

1 - рулевое колесо; 4 - насос гидроусилителя; 5 - перепускной клапан; 6 - вал сошки с зубчатым сектором; 7 - задняя полость гидроусилителя; 8 - поршень-рейка; 9 - сошка; 10 - продольная тяга; 11 - поперечная тяга; 12 - переднее колесо автомобиля; 13 - магнитная пробка; 14 - шариковая гайка; 15 - винт; 16 - картер рулевого механизма; 17 - обратный клапан; 18 - предохранительный клапан рулевого механизма; 19 - клапан управления гидроусилителем; 20 - золотник; 21 - упорный подшипник; 22 - реактивный плунжер; 23 - центрирующая пружина; 24 - рулевая передача; 25 - передняя полость гидроусилителя; 26 - линия нагнетания; 27 - карданный вал; 28 - радиатор; 29 - рулевая колонка; 31 - бачок насоса (гидросистемы);
32 - линия слива; I - движение прямо или нейтральное положение; II - поворот направо; III - поворот налево.

Работа гидроусилителя ГУР рулевого управления Камаз-4308 осуществляется следующим образом (рис. 49). При прямолинейном движении винт 15 и золотник 20 находятся в среднем положении. Линии нагнетания 26 и слива 32, а также обе полости 7 и 25 гидроусилителя соединены.

Масло свободно проходит от насоса 4 через клапан 19 управления и возвращается в бачок 31 насоса гидросистемы.

При вращении винта вследствие сопротивления, возникающего при повороте переднего колеса 12 автомобиля Камаз 4308, которое удерживает поршень-рейку 8 на месте, создается сила, стремящаяся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону.

Когда эта сила превысит усилие предварительного сжатия центрирующих пружин 23, винт переместится и сместит жестко связанный с ним золотник.

При этом одна полость цилиндра ГУР Камаз-4308 сообщится с линией нагнетания и отключится от линии слива, другая - наоборот, оставаясь соединенной со сливом, отключится от линии нагнетания.

Рабочая жидкость, поступающая из насоса в соответствующую полость цилиндра, оказывает давление на поршень-рейку 8 и, создавая дополнительное усилие на секторе вала 6 сошки рулевого управления, способствует повороту управляемых колес.

Давление в рабочей полости цилиндра ГУР Камаз-4308 увеличивается пропорционально повышению сопротивления повороту колес. Одновременно возрастает давление в полостях под реактивными плунжерами 22.

Чем больше сопротивление повороту колес, а следовательно, выше давление в рабочей полости цилиндра, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в среднее положение, а также усилие на рулевом колесе. Таким образом, у водителя создается "чувство дороги".

При прекращении поворота рулевого колеса, если оно удерживается водителем в повернутом положении, золотник, находящийся под действием центрирующих пружин и нарастающего давления в реактивных полостях, сдвигается к среднему положению.

При этом золотник не доходит до среднего положения. Он сдвинется лишь настолько, чтобы открыть щель для прохода подаваемого насосом масла в возвратную линию.

Размер щели устанавливается таким, чтобы в находящейся под напором полости цилиндра поддерживалось давление, необходимое для удержания управляемых колес в повернутом положении.

Если переднее колесо при прямолинейном движении автомобиля Камаз 4308 начнет резко поворачиваться, например, вследствие наезда на какое-либо препятствие на дороге, вал сошки, поворачиваясь, будет перемещать поршень-рейку.

Поскольку винт не вращается (водитель удерживает рулевое колесо в одном положении), винт тоже переместится в осевом направлении вместе с золотником.

При этом полость цилиндра, внутрь которой движется поршень-рейка, будет соединена с линией нагнетания насоса ГУР Камаз-4308 и отделена от возвратной линии. Давление в этой полости цилиндра начнет возрастать, и удар будет уравновешен (смягчен) возрастающим давлением.

Когда гидроусилитель руля Камаз-4308 не работает, рулевой механизм по-прежнему обеспечивает поворот колес, но на шариковинтовую пару и другие детали действуют уже полные нагрузки.

Поэтому при продолжительной эксплуатации с неработающей гидросистемой преждевременно изнашиваются и могут быть поломаны упомянутые детали. Установка трубопроводов системы гидроусилителя руля представлена на рис. 50.

Продольная рулевая тяга Камаз-4308 (рис. 51) цельнокованая деталь с нерегулируемыми шарнирами, соединяет сошку рулевого управления с верхним рычагом левого поворотного кулака и включает в себя шаровой палец 2, верхний 5 и нижний 6 вкладыши, пружину 7 и резьбовую крышку 9 со стопорной шайбой 8.

Поперечная тяга рулевой трапеции Камаз-4308 (рис. 52) трубчатая с резьбовыми концами, на которые навинчены наконечники 2 и 14 с шаровыми шарнирами. Изменяя положение наконечников на тяге, можно регулировать схождение управляемых колес.

Шарниры тяги нерегулируемые, состоят каждый из верхнего 12 и нижнего 13 вкладышей, обжимающих шаровую головку пальца, пружины 7 и крышки 6, которая прикреплена к наконечнику болтами 8.



Рис. 50. Установка трубопроводов ГУР Камаз-4308

1 - шланг высокого давления; 2, 4 - труба высокого давления; 3 - труба низкого давления; 5 - насос гидроусилителя; 6 - бачок насоса гидроусилителя; 7 - шланг низкого давления.



Рис. 51. Продольная рулевая тяга Камаз-4308

1 - продольная тяга; 2 - шаровой палец; 3,11 - защитные накладки; 4 - обойма накладки; 5 - верхний вкладыш; 6 - нижний вкладыш; 7 - пружина; 8 - стопорная шайба; 9 - резьбовая крышка; 10 - масленка.



Рис. 52. Поперечная рулевая тяга Камаз-4308

1 - поперечная тяга; 2, 14 - наконечники; 3 - болт крепления наконечника; 4 - уплотнительная прокладка; 5 - масленка; 6 - крышка; 7 - пружина; 8 - болт крепления крышки; 9 - защитная накладка; 10 -обойма накладки; 11 - шаровой палец; 12 - верхний вкладыш; 13 - нижний вкладыш.

Техническое обслуживание рулевого управления Камаз-4308

При техническом обслуживании рулевого управления Камаз-4308 выполняются следующие операции:

- ежедневно проверять состояние привода рулевого управления (без применения специального оборудования);

- проверить крепление сошки рулевого механизма, шплинтовку гаек пальцев шарниров рулевых тяг;

- смазать шарниры рулевых тяг;

- заменить фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления;

- проверить и довести до нормы уровень в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления Камаз-4308;

- проверить люфт в шарнирах рулевых тяг;

- проверить люфт в шарнирах карданного вала рулевого управления;

- отрегулировать свободный ход рулевого колеса;

- заменить масло в системе гидроусилителя рулевого управления.

Проверка уровня масла в бачке насоса ГУР Камаз-4308 осуществляется указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, передние колеса должны быть установлены прямо.

При этом надо вывернуть крышку из заливной горловины бачка гидросистемы, предварительно очистить крышку от грязи, протерев заливную горловину бачка ветошью, смоченной дизельным топливом или керосином.

Уровень масла должен находиться между метками на указателе. При необходимости нужно долить масло до нормы при работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала.

Надо помнить, что при использовании загрязненного масла быстро изнашиваются детали насоса и ГУР Камаз-4308. Масло заливается через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка.

Фильтр насоса гидроусилителя Камаз-4308 промывается бензином. При значительном засорении фильтрующих элементов смолистыми отложениями дополнительно надо промыть их растворителем.

Порядок операций при прокачке гидросистемы рулевого управления Камаз-4308 следующий:

- вывесить передние колеса или отсоединить продольную тягу от сошки рулевого механизма и снять крышку заливной горловины бачка гидросистемы (нельзя заправлять и прокачивать гидросистему при подсоединенной рулевой тяге, если передние колеса не вывешены);

- снять резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма и на его сферическую головку надеть прозрачный эластичный шланг, открытый конец которого опустить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л. Сосуд должен быть заполнен маслом до половины его объема;

- отвернуть на 1/2...3/4 оборота перепускной клапан рулевого механизма Камаз-4308;

- повернуть рулевое колесо влево до начала сжатия центрирующих пружин, которое определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе (нельзя поворачивать колесо до упора);

- из сосуда вместимостью не менее 1,5 л заливать масло в бачок гидросистемы до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;

- пустить двигатель и при работе его на минимальной частоте вращения коленчатого вала долить масло в бачок гидросистемы, не допуская снижения его уровня, до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, надетого на перепускной клапан;

- завернуть перепускной клапан;

- повернуть рулевое колесо Камаз-4308 вправо до начала сжатия центрирующих пружин (определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе) и снова вернуть его в левое положение. Удерживая рулевое колесо в левом положении, отвернуть на 1/2...3/4 оборота перепускной клапан и снова проследить за выделением пузырьков воздуха. После прекращения выделения пузырьков завернуть перепускной клапан;

- повторить предыдущую операцию не менее двух раз, в результате из перепускного клапана должно идти чистое (без примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха из шланга продолжается, повторить операцию еще один-два раза; при этом следить за уровнем масла в бачке гидросистемы, поддерживая его между метками на указателе уровня;

- остановить двигатель;

- снять шланг со сферической головки перепускного клапана и надеть на нее защитный колпачок;

- проверить уровень масла в бачке гидросистемы и, если нужно, долить его. Установить крышку заливной горловины бачка;

- соединить продольную рулевую тягу с сошкой рулевого механизма Камаз-4308.

Проверку свободного хода рулевого колеса следует проводить на снаряженном автомобиле (без груза) при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала двигателя 600-1200 мин-1.

Давление в шинах колес должно быть нормальным, передние колеса установить прямо. Свободный ход рулевого колеса на новом автомобиле Камаз-4308 не должен превышать 25°.

Замерять свободный ход, поворачивая рулевое колесо вправо и влево до начала поворота левого переднего колеса. Угол отсчитывать на угловой шкале прибора от условного нуля, который устанавливается посредине диапазона свободного качания рулевого колеса.

Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, нужно проверить наличие воздуха в гидросистеме ГУР Камаз-4308, состояние шарниров рулевых тяг, крепление и регулировку рулевого механизма, зазоры в шарнирах карданного вала рулевого управления, затяжку клиньев крепления карданного вала, регулировку подшипников ступиц управляемых колес.

При нарушении затяжки или регулировки их следует восстановить. В случае невозможности устранить зазоры в шарнирах или шлицах карданного вала рулевого управления вал нужно заменить.

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________