ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Устройство и принцип работы тормозной системы Камаз-4308

Автомобили и автопоезда Камаз-4308 оборудованы четырьмя автономными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.

Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.

Кроме того, автомобиль оснащен приводом экстренного растормаживания, обеспечивающим возможность возобновления движения при отсутствии сжатого воздуха в тормозной системе, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.

Тормозная рабочая система Камаз-4308 предназначена для уменьшения скорости движения или полной его остановки. Тормозные механизмы рабочей тормозной системы установлены на всех четырех колесах автомобиля.

Привод рабочей тормозной системы Камаз-4308 - пневматический двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормозные механизмы передней оси и заднего моста автомобиля.

Управление рабочими тормозами осуществляется двухсекционным тормозным краном с подвесной педалью, установленной на передней панели кабины. Исполнительными органами привода рабочей тормозной системы являются тормозные камеры.

Стояночная тормозная система обеспечивает торможение неподвижного автомобиля Камаз 4308, в том числе на уклоне и в отсутствие водителя, а также для подтормаживания движущегося.

Управление стояночной тормозной системой осуществляется ручным краном, приводящим в действие пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер, установленных на заднем мосту автомобиля.

Запасная тормозная система служит для плавного снижения скорости или остановки движущегося автомобиля Камаз 4308 при частичном выходе из строя рабочей тормозной системы. Функцию запасной тормозной системы выполняют контуры рабочей тормозной системы.

Система тормозная вспомогательная автомобиля Камаз 4308 служит для уменьшения нагруженности и температуры тормозных механизмов рабочей тормозной системы. Вспомогательной тормозной системой является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекрывается выпускной трубопровод двигателя.

Система аварийной сигнализации Камаз-4308 и контроля состоит из двух частей:

- световой и звуковой сигнализации о работе тормозных систем и их приводов. В ресиверах пневмопривода установлены выключатели падения давления, которые при недостаточном давлении в ресиверах замыкают цепи сигнализаторов, расположенных на панели приборов, а также цепь звукового сигнала (зуммера). Кроме того, имеется выключатель сигнала тормозной системы, кроме вспомогательной, который замыкает цепь
сигнализаторов торможения при срабатывании любой;

- клапанов контрольных выводов, по которым проводится диагностика технического состояния тормозного пневмопривода, а также при необходимости отбор сжатого воздуха из пневмосистемы.

Для экстренного растормаживания автомобиля в случае крайней необходимости движения, необходимо ввернуть до упора гайку-барашек на кране (рис. 55) экстренного растормаживания, после чего пустить двигатель и установить рукоятку крана 10 в положение ’’Отторможено”.

При этом воздух из компрессора 12 поступает в энергоаккумуляторы через двухмагистральный клапан 17, минуя весь объем тормозной системы, и через 20-30 с они растормозятся (контрольная лампа “Р” в блоке сигнализаторов погаснет) и можно начать движение.

Затормаживание при отсутствии воздуха в рабочих тормозных камерах необходимо производить краном 10. После растормаживания энергоаккумуляторов воздух начнет поступать в пневмопривод тормозной системы.

При неисправности компрессора или двигателя автомобиль Камаз 4308 можно растормозить с помощью устройства для механического растормаживания.

Для этого следует вывернуть винты механизмов аварийного растормаживания тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами до упора.

Кроме того, автомобиль можно растормозить, подключив внешний источник сжатого воздуха (гаражная сеть сжатого воздуха, колесо автомобиля и т. д.), имеющий давление 600-785 кПа (6,0-,0 кгс/см2), к крану 29 экстренного растормаживания.

Механизм вспомогательной тормозной системы Камаз-4308 (рис. 53) установлен между фланцем приемного патрубка и металлорукавов.

ММеханизм состоит из сферического корпуса 1 и заслонки 3, закрепленной на валу 4. На валу заслонки закреплен также поворотный рычаг 2, соединенный со штоком пневмоцилиндра. Рычаг и связанная с ним заслонка имеют два фиксированных положения тормозного механизма.

При выключении вспомогательной тормозной системы заслонка устанавливается вдоль потока отработавших газов, а при включении - поперек потока, препятствуя их выходу, тем самым, обеспечивая возникновение противодавления в выпускной системе. Одновременно прекращается подача топлива. Двигатель начинает работать в режиме торможения.



Рис. 53. Механизм вспомогательной тормозной системы Камаз-4308

1 - вал заслонки; 2 - корпус; 3 - заслонка; 4 - втулка; 5 - крышка; 6 - рычаг поворотный; 7 - заклепка.

При нажатии на кнопку крана управления вспомогательной тормозной системой, сжатый воздух из ресивера потребителей поступает в пневмоцилиндр 6 (рис. 54).

Шток пневмоцилиндра, связанный с рычагом 6 (рис. 53) заслонки механизма вспомогательной тормозной системы, повернет заслонку и она перекроет приемную трубу глушителя.



Рис. 54. Привод механизма вспомогательной тормозной системы Камаз-4308

1 - штуцер подвода воздуха от четырехконтурного защитного клапана; 2 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 3 - соединительный трубопровод; 6 - пневмоцилиндр управления механизмом вспомогательной тормозной системы; 8 - механизм вспомогательной тормозной системы.

Привод тормозных механизмов Камаз-4308

Принципиальная схема привода приведена на рис. 55 и 56. Источником сжатого воздуха в приводе является компрессор 12.

Компрессор, охладитель 11 и адсорбентный осушитель 13, составляют питающую часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в необходимом количестве в остальные части пневматического тормозного привода и к другим потребителям сжатого воздуха.

Пневматический тормозной привод Камаз-4308 разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга четырехконтурным защитным клапаном. Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей.



Рис. 55. Схема пневмопривода тормозных систем Камаз-4308

1 - тормозные камеры типа 24; 2 - манометр; 3 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - пневмоцилиндр привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы; 6 - выключатель сигнала торможения; 7 - двухсекционный тормозной кран; 8, 9 - датчики падения давления; 10 - кран управления стояночной тормозной системой; 11 - охладитель; 12 - компрессор; 13 - осушитель; 16 - четырехконтурный защитный клапан; 17 - двухмагистральный перепускной клапан; 18 - автоматический регулятор тормозных сил; 19 - ускорительный клапан; 20 - ресивер контура II; 21 - ресивер контура I; 22 - тормозная камера 20/20 с пружинным энергоаккумулятором; 23 - датчик контрольной лампы стояночного тормоза; 27 - модуляторы антиблокировочной системы; 28 - датчик скорости АБС; 29 - кран экстренного растормаживания; 30 - ресивер регенерационный, А - клапан забора воздуха для накачивания шин. В, С, Д, Е - клапаны контрольных выводов. I - к потребителю сжатого воздуха.

Контур I привода рабочих тормозных механизмов передней оси Камаз-4308 (рис. 55 и 56) состоит из части четырехконтурного защитного клапана 16; ресивера 21 вместимостью 20 л с краном слива конденсата и датчиком 8 падения давления, установленным в нижней секции тормозного крана 7, части двухстрелочного манометра 2; нижней секции двухсекционного тормозного крана 7; клапана контрольного вывода (С); двух тормозных камер 1; тормозных механизмов передней оси автомобиля, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами, двух модуляторов 27 и двух датчиков 28.



Рис. 56. Схема пневмопривода тормозных систем для тягача Камаз-4308

1 - тормозные камеры типа 24; 2 - манометр; 3 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - пневмоцилиндр привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 6 - выключатель сигнала торможения; 7 - двухсекционный тормозной кран; 8, 9 - датчики падения давления; 10 - кран управления стояночной тормозной системой; 11 - охладитель; 12 - компрессор; 13 - осушитель; 14 - ресивер контура III, 16 - четырехконтурный защитный клапан; 17 - двухмагистральный перепускной клапан; 18 - автоматический регулятор тормозных сил; 19 - ускорительный клапан; 20 - ресивер контура II; 21 - ресивер контура I; 22 - тормозная камера 20/20 с пружинным энергоаккумулятором; 23 - датчик контрольной лампы стояночного тормоза; 24 - клапан управления тормозами прицепа; 25, 26 - автоматические соединительные головки (питающая и управляющая); 27 - модуляторы антиблокировочной системы; 28 - датчик скорости АБС; 29 - кран экстренного растормаживания; 30 - ресивер регенерационный, А - клапан забора воздуха для накачивания шин. В, С, Д, Е - клапаны контрольных выводов, I - к потребителю сжатого воздуха.

Контур II привода рабочих тормозных механизмов заднего моста Камаз-4308 состоит из части четырехконтурного защитного клапана 16 (рис. 55 и 56); ресивера 20 вместимостью 20 л с кранами слива конденсата и датчиком 9 падения давления, установленным в верхней секции тормозного крана 7;
части двухстрелочного манометра 2; верхней секции двухсекционного тормозного крана 7; клапана контрольного вывода (D), автоматического регулятора тормозных сил 18 с упругим элементом; двух тормозных камер 22; тормозных механизмов заднего моста; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами, двух модуляторов 27 и двух датчиков 28.

Контур III привода механизмов стояночной тормозной системы Камаз-4308 (рис. 54) состоит из части четырехконтурного защитного клапана 16, ресивера 14 вместимостью 20 л (только для тягача) с краном слива конденсата и датчиком падения давления в ресивере, двух клапанов 7 контрольного вывода (В и Е) ручного тормозного крана 10, ускорительного клапана 19, части двухмагистрального перепускного клапана 17, двух
пружинных энергоаккумуляторов 22, датчика 23 контрольной лампы стояночного тормоза и шлангов между этими аппаратами.

Следует отметить, что пневмоэлектрический датчик 23 в контуре установлен таким образом, что он обеспечивает включение ламп “стоп-сигнала” при торможении автомобиля.

Контур IV привода вспомогательной тормозной системы Камаз-4308 и других потребителей (рис. 55 и 56) состоит из секции четырехконтурного защитного клапана 16; пневмокрана 3; цилиндра 5 привода заслонки газодинамического тормозного механизма; трубок и шлангов между этими аппаратами; магистралей дополнительных потребителей.

От контура IV сжатый воздух поступает к дополнительным потребителям: к пневмосигналу, пневмоусилителю сцепления, управлению агрегатами трансмиссии и др..

Для наблюдения за работой пневматического тормозного привода Камаз-4308 и своевременной сигнализации о его состоянии и возникающих неисправностях в кабине на щитке приборов имеются пять сигнальных лампочек, двухстрелочный манометр, показывающий давление сжатого воздуха в ресиверах двух контуров (I и II) пневматического привода рабочей тормозной системы, и зуммер, сигнализирующий об аварийном падении давления сжатого воздуха в ресиверах любого контура тормозного привода.

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________