ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Конструкция лебедки Камаз-4310, 43118

Лебедка, как специальное оборудование, может устанавливаться по заказу потребителей на полноприводные автомобили Камаз 4310, 43114, 43118, 53228, 4326 и их модификации.

Лебедка Камаз предназначена для преодоления особо труднопроходимых участков дорог, когда колесным движителем это сделать не представляется возможным.

Лебедка автомобилей Камаз-4310, 43114, 43118 может применяться как для самовытаскивания, так и для вытаскивания других застрявших автомобилей и различных транспортных средств.

Для увеличения тягового усилия на крюке троса и для расширения функциональных возможностей использования лебёдки, к автомобилю прикладывается переносной блок полиспаст.

Лебедка Камаз по основному варианту расположена в задней части автомобиля с выдачей троса назад, однако по специальному требованию, трос может быть выдан и вперёд.

При этом по правому лонжерону с наружной стороны устанавливаются направляющие и поддерживающие ролики, в этом случае для прокладки троса на автомобилях с двигателями, имеющими турбонаддув, требуется доработка воздуховодов нагнетателя.

На автомобилях специального назначения, в частности, на лесовозах Камаз-6426 лебедка устанавливается в средней части рамы, и трос по специальным направляющим роликам подаётся для зачаливания тележки лесовоза.

Лебедка, при определённой доработке, может применяться и для других целей, например, как подъёмное средство.

Привод лебёдки Камаз осуществляется от заднего конца первичного вала раздаточной коробки коробкой отбора мощности, установленной на задний торец картера раздаточной коробки, карданной передачей, состоящей из трёх карданных валов.

Лебёдка Камаз в сборе с редуктором

Лебёдка Камаз в сборе с редуктором (Рис.1), предназначенная для установки на автомобиль, содержит следующие узлы и детали: редуктор 1, барабан 5, трос 21, нажимной ролик 8 с пружиной 10, поперечная балка 13, траверса 14, тросоукладчик 29, цепь привода тросоукладчика 24, звёздочка ведущая тросоукладчика 25, закреплённая гайкой 26.



Рис.1. Лебедка Камаз с редуктором и тросоукладчиком

1 - редуктор лебёдки; 2 - болт; 3 - стремянка; 4 - гайка; 5 - барабан троса; 6 - муфта шлицевая; 7 - шпонка:; 8 - ролик нажимной; 9 - ось; 10 - пружина: 11 - рамка; 12 - шплинт; 13 - поперечина; 14 - траверса; 15 -штифт; 16 - втулка барабана; 17 - втулка траверсы; 18 - пресс-масленка; 19 - направляющая корпуса тросоукладчика; 20 - гайка; 21 - трос; 22 - тросоукладчик; 23 - болт; 24 - цепь привода; 25 - звёздочка ведущая; 26 - гайка; 27 - шпонка; 28 - шайбы регулировочные

На внутреннем диаметре барабана с левой стороны имеются шлицы, которые соединяются с зубчатой муфтой 6, муфта напрессована на вал редуктора и зафиксирована от проворота двумя шпонками 7; с правой стороны внутреннего диаметра барабана запрессована втулка 16, которая также опирается на вал редуктора.

Барабан с втулкой фиксируются относительно вала редуктора штифтом 15, запрессованным в отверстие втулки.

Правый конец вала редуктора лебедки Камаз-4310, 43114, 43118 вращается во втулке 17, запрессованной в отверстие траверсы 14. для смазки втулки предусмотрена пресс-маслёнка 18.

Редуктор, с установленным на валу барабаном и траверса соединяются спереди поперечиной 13, прикреплённой болтами 2 к корпусу редуктора и к траверсе, а в задней части к редуктору болтами 23 крепится тросоукладчик 22.

Тросоукладчик с траверсой Камаз-4310, 43114, 43118 соединяются направляющей 19. Направляющая вставляется в отверстия проушин корпуса тросоукладчика и траверсы и стягиваются гайками 20. Момент заворачивания гаек 245...313 Нм (25..32 кгсм). Привод тросоукладчика осуществляется цепью 24, соединяющей ведущую звёздочку 25 с ведомой звёздочкой тросоукладчика.

Ведущая и ведомая звёздочки должны располагаться в одной плоскости, с тем, чтобы не было боковых перегибов цепи. Это достигается перемещением ведущей звёздочки с помощью набора определённого количества прокладок 28, устанавливаемых между торцом вала и звёздочкой.

После регулировки звёздочка крепится гайкой 26. Момент заворачивания гайки 245...313 Нм (25..32 кгсм). После заворачивания гайка контрится отгибкой пояска гайки в паз вала.

Передаточное число привода к тросоукладчику Камаз подобрано таким образом, чтобы при повороте барабана на один оборот подвижный корпус тросоукладчика перемещался на расстояние равное диаметру троса или, что то же самое на один шаг навивки, тем самым достигается равномерная укладка троса на барабане.

Корпус тросоукладчика лебедки Камаз-4310, 43114, 43118 при работе совершает возвратно-поступательное движение, обусловленное соответствующей правой и левой винтовой нарезкой пазов на ведущем валу тросоукладчика.

Для плотной намотки витков троса на барабане при наматывании его необходимо натягивать усилием 1000... 1200 кг.

Для того, чтобы не было вспучивания витков троса на барабане предусмотрен ролик 8, установленный на оси в рамке 12. Рамка в свою очередь установлена на оси 9, на эту же ось установлена спиральная пружина 10, которая с определённым усилием прижимает рамку с роликом к виткам троса.

Перед намоткой троса на барабан его концы оплавляются, с тем, чтобы предотвратить разматывание витков троса.

Редуктор лебёдки Камаз

Для привода лебёдки Камаз применён редуктор с модифицированным глобоидным червячным зацеплением (Рис.2).

Назначение редуктора обеспечить нормативные требования к лебедкам, устанавливаемым на автомобили данного класса, а именно обеспечить необходимое тяговое усилие на тросе 8000 кгс. и скорость перемещения троса в пределах 10 м. в мин.



Рис.2. Редуктор лебедки Камаз

1 - шлицевая втулка; 2,43 - шпонки; 3 - муфта; 4, 23, 24 - пружины; 5 - крышка пружины; 6,7,41 - гайки; 8 - лента тормозного механизма; 9,42 - упорные шайбы; 10 - вал барабана; 11 - стакан; 12,18,27.35 - прокладки; 13 - крышка картера; 14 - червячное колесо; 15 - упорный палец штока; 16 - сальник; 17 - крышка штока; 19 - шток вилки; 20 - вилка включения; 21 - установочный винт; 22 - заглушка; 25 - стакан штока; 26 - крышка; 28 - манжета; 29 - предохранительный клапан; 30 - переходник; 31 - болт; 32 - крышка заднего подшипника; 33,37 - подшипники; 34 - червяк редуктора; 36 - пробка; 38 - крышка переднего подшипника; 39 - отражатель барабана; 40 - барабан тормозного механизма; 44 - картер редуктора лебедки.

Редуктор лебедки Камаз обеспечивает принудительную намотку троса, принудительную его размотку, а также, при необходимости, ручную размотку. Для этого имеется механизм отключения барабана.

Червячное зацепление обладает значительным эффектом самоторможения, однако в некоторых случаях, например, при подтягивании на уклонах в случае выключения сцепления или срезания предохранительного болта на карданном валу, требуется дополнительное притормаживание вала редуктора дли исключения сползания автомобиля. Для этого предусмотрен автоматический ленточный тормоз на валу червяка.

Редуктор лебедки Камаз состоит из картера редуктора 44, в котором смонтирована червячная пара: червяк редуктора и червячное колесо 14. Червяк вращается на двух конических роликовых подшипниках 37, установленных в расточках картера.

Подшипники с одной стороны закрыты глухой крышкой 32, с другой стороны крышкой переднего подшипника 38.

Под крышками установлены пакеты регулировочных прокладок 35, с помощью которых создаётся определённый предварительный натяг в конических подшипниках и, кроме того, корректируется пятно контакта в червячном зацеплении перемещением червяка вправо или влево за счёт перекладывания прокладок из под одной крышки под другую.

На конец вала червяка на шпонке установлен фланец 40, являющийся одновременно барабаном тормоза. Барабан крепится гайкой 42, момент заворачивания гайки 245...313 Нм (25..32.кг/см).

На торцевой поверхности барабана крепится отражатель 39 и к этой же поверхности крепится фланец карданного вала привода редуктора. Полость картера уплотнена манжетой, запрессованной в крышку 38.

Крышка одновременно является защитным кожухом и местом крепления ленточного тормоза. К ленте тормоза прикреплены фрикционные накладки, которые охватывают барабан тормоза 40.

Один резьбовой конец стержня ленты закреплён неподвижно в нижнем отверстии прилива крышки,38, другой конец подвижно через пружину закреплен в отверстии верхнего прилива крышки.

Пружина затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебёдки Камаз.

Лента увлекается силой трения, вращающимся барабаном и перемещает верхний конец в сторону вращения барабана, сжимает пружину, а это приводит к ослаблению натяжения ленты на барабан, т. е. тормоз практически не препятствует вращению.

При обратном вращении вала червяка под действием силы трения происходит самозатягивание ленты, что вызывает притормаживание барабана и препятствует его вращению вследствие жесткого крепления второго конца тормозной ленты.

При малой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозным механизмом, незначительно и не препятствует разматыванию троса.

В случае среза предохранительного болта при повышенной частоте вращения барабана действие тормозного механизма становится значительным и служит дополнением к самоторможению червячной передачи.

Натяжение тормозной ленты регулируется пружиной. При затягивании гайки 6 тормозной момент увеличивается.

Вал барабана 10 в корпусе редуктора вращается на двух подшипниках скольжения, втулках из бронзы, запрессованных в стаканы 11. Стаканы устанавливаются в корпус и крепятся болтами.

Между буртами стаканов и корпусом установлены наборы регулировочных прокладок 12 и 27 с помощью которых устанавливается зазор между ступицей червячного колеса и упорной шайбой 9 в пределах 0,05...0,1 мм., а также с помощью прокладок производится перемещение вала 10 для получения необходимого пятна контакта.

Перемещение вала осуществляется после регулировки осевого зазора перекладыванием прокладок из под одного фланца стакана под другой фланец стакана.

На вал барабана на двух шпонках 1 напрессована шлицевая втулка 2, которая своими шлицами соединена со шлицами барабана лебёдки Камаз.

Отключение вала барабана 10 от червячного колеса осуществляется перемещением зубчатой муфты 3 влево. Для отключения имеется специальный механизм, состоящий из вилки 20, штока 19, стакана25, двух пружин 23 и 24, упорного кольца 15.

В исходном состоянии под действием пружин зубчатая муфта соединяет вал барабана с червячным колесом. Для отключения барабана при разматывании троса вручную необходимо, сжимая пружины, переместить упорный палец штока 15 вправо, при этом вилка 20 перемещает зубчатую муфту 3 и отключает барабан.

Карданные валы привода лебедки Камаз



Рис.3. Вал карданный лебедки Камаз передний

1 - вал карданный передний; 2 - муфта защитная; 3 - вилка скользящая; 4 - сальник; 5 - подшипник игольчатый; 6 - крестовина; 7 - кольцо упорное; 8 - фланец

Передний карданный вал лебедки Камаз (рис.3) телескопический двухшарнирный состоит из: фланцев 8, крестовин 6, подшипников крестовин 5, вилки скользящей 3, переднего вала 1, сваренного из трех деталей: шлицевого вала, трубы и приварной вилки.

Шлицевое соединение изолировано от внешней среды резиновым чехлом 2. Подшипники крестовин закреплены стопорными кольцами и уплотнены сальниками.

При сборке карданных шарниров в отверстие каждого шипа крестовины закладывается по 0,6...0,7 г, а в каждый игольчатый подшипник 1,8...2,0 г, смазки.

Шлицевой вал при сборке смазывается тонким слоем названной смазки, а во внутреннюю полость скользящей вилки закладывается 20 г этой смазки. Вилки крестовин должны лежать в одной плоскости.



Рис.4. Вал карданный лебедки Камаз промежуточный

1 - вал промежуточный; 2 - подшипник; 3 - кронштейн опоры; 4 - шайба плоская; 5 - фланец; 6 - гайка; 7 - подушка опоры; 8 - шплинт

Вал карданный промежуточный лебедки Камаз (рис.4) состоит из вала 1, который вращается на двух подшипниках 2 с двусторонними уплотнениями 7, подшипники установлены в корпусах 3 и от осевого перемещения зафиксированы шплинтами 8.

На шлицевых концах вала установлены фланцы 5 и закреплены гайками 6. Гайки заворачиваются моментом 245...313 Нм (25..32кгсм) и контрятся отгибанием пояска гайки в паз вала.

При установке карданного вала на автомобиль Камаз сначала собираются детали на одном конце вала, затем, после установки его на место, устанавливаются детали с другого конца.



Рис.5. Вал карданный лебедки Камаз задний

1 - крестовина; 2 - подшипник игольчатый; 3 - кольцо упорное; 4 - сальник; 5 - вал карданный; 6 - гайка; 7 -шайба пружинная; 8 - болт предохранительный; 9 - вилка; 10 - фланец

Карданный вал лебедки Камаз задний (Рис.5) - двухшарнирный, не раздвижной. Шарниры аналогичной конструкции, как и у переднего карданного вала.

Его особенность в том, что он состоит из двух частей, соединенных между собой срезным болтом 8. Срезной болт выполнен из стали А12 и имеет на стержне проточку, по которой срезается при повышении усилия на тросе свыше 8,5 т.

Заменять болт на другой нельзя. Это может привести к обрыву троса или разрушению других деталей. Болты прикладывают в комплект для запасных частей.

При срезании болта не допускается длительная работа, так как произойдет приваривание вилки к втулке или к торцу фланца.

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________