ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Обзор технических параметров сцепления Камаз-14, Камаз-142

Сцепление автомобиля Камаз 14-1600010

Сцепление Камаз предназначено для обеспечения плавного трогания автомобиля с места и разъединения двигателя с трансмиссией при переключении передач.

В силовых агрегатах с двигателями Камаз применяются две модели : сцепление 14 или сцепление 142.

Сцепление Камаз 14 и его технические характеристики

Сцепление 14-1600010 применяется для автомобилей Камаз 5320, 5410, 5511, 4310 с дизельным двигателем 740.

Сцепление Камаз 14-1600010 - фрикционное, сухое, двухдисковое, с периферийным расположением пружин; привод гидравлический, снабженный пневмоусилителем.

Передаваемый крутящий момент, N.m (кгс. м) - 666 (68)
Число трущихся поверхностей - 4
Нажимная пружина: тип цилиндрическая, витая; количество - 12

Диаметр фрикционных накладок, мм:

- наружный - 350
- внутренний - 200

Педаль сцепления:

- ход, мм - 165-175
- максимальное усилие, Н (кгс) - 150 (15)
- тип сервомеханизма - пружинный, на педали

Привод управления сцеплением - гидравлический с пневмогидравлическим усилителем, имеется следящее устройство.

Диск сцепления нажимной (корзина) Камаз 14.1601090-10

Диск нажимной состоит из следующих основных деталей:

- кожух сцепления 14.1601122
- диск нажимной 14.1601093
- кольцо 14.1601120
- оттяжные рычаги 14. 1601086 – 4 шт.
- пружины 14.1601115-10 – 12 шт.

Отличительной особенностью диска нажимного (корзины) Камаз 14.1601093 является закалка ТВЧ под разжимные рычаги.

Диск сцепления ведущий средний Камаз 14.1601092

Диск ведущий средний в сборе с разводными рычагами:

- диск 14.1601094 на который устанавливается разводной механизм на 4-х шипах.

Диск сцепления ведомый Камаз 14.1601130-01

- диаметр диска Ø=350мм
- толщина накладок S=4,5мм.
- на ступице 10 шлицев, внутренний диаметр 34мм.
- на сцепление устанавливаются два диска ступицами с длинным концом навстречу друг к другу.

Имеет термостойкую фрикционную накладку с большим сроком службы.

Средний ведущий диск Камаз-5320, 5410, 5511, 4310 сцепления 14-1600010 отлит из чугуна и установлен в пазах маховика на четырех шипах, равномерно рас­положенных по окружности диска.

Для обеспечения вентиляции сцепления Камаз, лучшего отвода тепла и снижения веса в теле диска выполнены окна, разделенные между собой внутренними ребрами.

В шипах размещен рычажный механизм, который механически регулирует положение среднего диска при выключении сцепления с целью обеспечения чистоты выключения.

Нажимной диск сцепления Камаз-5320, 5410, 5511, 4310 14-1600010 отлит из серого чугуна, как и средний ведущий диск, установлен в пазах маховика на четырех шипах. С одной стороны диск имеет шлифованную поверхность, с другой – 12 бобышек для установки нажимных пружин.

Диски сцепления Камаз-5320, 5410, 5511, 4310 - средний ведущий диск; нажимной диск; ведомый диск с демпфером в сборе. В состав входят: ступица; заклепка; обойма демпфера; ведомый диск; фрикционная накладка; пружина демпфера.

Каждый шип со стороны кожуха имеет прилив, в котором сделан паз и расточены два отверстия для установки оси рычага выключения сцепления.

Кожух корзины сцепления Камаз-5320, 5410, 5511, 4310 14-1600010 стальной, штампованный, устанавливается на картере маховика на двух установочных втулках и крепится 12 болтами.

В кожухе корзины сцепления (диск нажимной) имеются 12 углублений для установки пружин и отверстия для установки вилок рычагов.

К ведомым деталям сцепления Камаз-5320, 5410, 5511, 4310 14-1600010 относятся два ведомых диска с демпфером, ведомый вал сцепления (он же первичный вал коробки передач). Ведомый диск состоит из диска с фрикционными накладками, ступицы диска, демпфера (гасителя крутильных колебаний).

Ведомый диск сцепления Камаз-5320, 5410, 5511, 4310 14-1600010 изготовлен из стали. В центре диска имеется отверстие для установки ступицы.

В диске выполнены восемь окон для пружин демпфера. По периферии диска с обеих сторон приклепаны заклепками фрикционные накладки, изготовленные из асбестовой композиции.

Ступица имеет внутренние шлицы, которыми устанавливается на шлицах первичного вала коробки передач. В ступице также выполнены восемь окон для пружин демпфера. Демпфер служит для гашения крутильных колебаний, которые возникают в двигателе и трансмиссии.

Из-за неравномерности работы двигателя и упругости коленчатого вала Камаз происходит постоянное закручивание и раскручивание вала, т.е. возникают собственные крутильные колебания.

В трансмиссии автомобиля Камаз имеются валы коробки передач, раздаточной коробки, карданной передачи, полуосей.

Сцепление Камаз 142 и его технические характеристики

Сцепление Камаз 142 применяется для автомобилей Камаз 53212, 54115, 55111, 43114, 43118, 53228, 53229, 65115, 65111 с двигателями 740.11, 740.13, 740.31, 7403

Сцепление Камаз 142-1600010 является модернизированной версией сцепления Камаз 14. Это сцепление выгодно отличается от своего предшественника увеличенным ресурсом и способностью передавать более высокий крутящий момент. Такое преимущество было достигнуто благодаря модернизации конструкции узла.

Сцепление Камаз 142-1600010 - фрикционное, сухое, двухдисковое, с периферийным расположением пружин; привод гидравлический, снабженный пневмоусилителем.

Передаваемый крутящий момент, N.m (кгс. м) - 833 (85)
Число трущихся поверхностей - 4
Нажимная пружина: тип цилиндрическая, витая; количество - 24

Диаметр фрикционных накладок, мм:

- наружный - 350
- внутренний -200

Педаль сцепления:

- ход, мм - 165-175
- максимальное усилие, Н (кгс) - 150 (15)
- тип сервомеханизма - пружинный, на педали

Привод управления сцеплением - гидравлический с пневмогидравлическим усилителем, имеется следящее устройство.

Диск сцепления нажимной (корзина) Камаз 142

Нажимной диск (корзина) 142.1601090 состоит из следующих основных деталей:

- кожух сцепления 14.1601122
- нажимной диск 14.1601093
- кольцо 14.1601120
- оттяжные рычаги 14.1601086 - 4 шт.
- пружины 14.1601115-10 – 12 шт.
- а также дополнительно 12 пружин 142.1601116

Отличительной особенностью диска нажимного (корзины) 14.1601093 является наличие сдвоенных силовых пружин.

Диск сцепления Камаз 142 ведущий средний

Диск сцепления Камаз ведущий средний 14.1601094-10 - без разводного механизма на шипах.

Ведомый диск сцепления Камаз 142 отличается от диска ведомого сцепления 14 тем, что имеется наличие 16 демпферных пружин: 8 пружин - 142.1601151 и 8 пружин 14.1601151

При резком включении сцепления Камаз-142, торможении автомобиля без выключения сцепления, при наезде колес на препятствие в валах трансмиссии возникают вынужденные колебания.

При неравномерной работе двигателя крутильные колебания от двигателя могут передаваться в трансмиссию. Это особенно опасно, когда частота собственных угловых колебаний трансмиссии совпадает с частотой крутильных колебаний.

В этом случае наступает резонанс и нагрузка на детали трансмиссии резко увеличивается, что может привести к поломке их.

Вынужденные крутильные колебания в трансмиссии, в свою очередь, могут передаваться в двигатель, что резко увеличивает нагрузку на его детали.

Поэтому для предохранения от резонансных крутильных колебаний валов в ведомых дисках сцепления Камаз 55111, 65115, 43118 устанавливаются демпферы (гасители крутильных колебаний). Демпфер имеет упругий и фрикционный элементы.

Упругий элемент служит для изменения частоты колебаний валов и предотвращения явления резонанса, т.е. совпадения частот собственных угловых колебаний и крутильных колебаний, и состоит из восьми цилиндрических пружин.

Фрикционный элемент уменьшает амплитуды вынужденных колебаний, преобразуя энергию колебаний в тепло, и состоит из двух обойм, двух дисков, двух фрикционных колец.

К фланцу ступицы с обеих сторон приклепаны диски демпфера и обоймы. К ведомому диску сцепления Камаз-142 с обеих сторон приклепаны фрикционные кольца.

Фрикционные кольца и диски демпфера также имеют по восемь окон, окна для пружин совпадают с окнами в ведомом диске и фланце ступицы. В окнах устанавливаются восемь цилиндрических пружин.

Таким образом, между ведомым диском сцепления Камаз 55111, 65115, 43118 и его ступицей нет жесткой связи – они связаны только через восемь пружин. Диски демпфера выполнены в виде тарельчатых пружин и постоянно прижимаются к фрикционным кольцам.

При возникновении крутильных колебаний ступица ведомо­го диска проворачивается относительно самого диска; пружины демпфера, сжимаясь, изменяют частоту колебаний, обеспечивая несовпадение частот собственных колебаний трансмиссии и вынужденных крутильных колебаний, т. е. предотвращают явление резонанса.

При повороте ступицы диски демпфера скользят по фрикционным кольцам, и за счет трения энергия колебаний превращается в тепло.

Нажимное устройство сцепления Камаз 55111, 65115, 43118 состоит из двенадцати пружин. Пружины опираются на бобышки нажимного диска через шайбы из термоизоляционного материала. Суммарное усилие пружин равно 10500...12200Н (1050...1220 кгс).

Механизм выключения сцепления Камаз-142 состоит из четырех оттяжных рычагов, упорного кольца, муфты выключения сцепления с выжимным подшипником, вилки выключения сцепления с валом, двух оттяжных пружин.

Четыре оттяжных рычага устанавливаются на нажимном диске сцепления (корзине) и соединяются с кожухом с помощью вилок. Оттяжные рычаги соединяются с нажимным диском и вилками-пальцами. Пальцы установлены в диске и вилках на игольчатых подшипниках.

На оси рычага в вилке устанавливается пружина упорного кольца, которая одним усиком упирается в кожух, а другим через петлю постоянно прижимает упорное кольцо к оттяжным рычагам.

Упорное кольцо предохраняет оттяжные рычаги (лапки сцепления Камаз-142) от износа. Для выключения сцепления на крышку первичного вала коробки передач установлена муфта выключения сцепления с подшипником в сборе.

Муфта сцепления Камаз под действием пружин постоянно прижимается запрессованными в нее сухарями к лапкам вилки выключения сцепления. Для смазки муфты и подшипника установлены шланг подачи смазки и масленка на картере сцепления.

Вилка выключения сцепления Камаз 55111, 65115, 43118 установлена на валу привода, который, в свою очередь, установлен на втулках в расточках картера сцепления. На наружный конец вала установлен рычаг вала вилки.

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________