ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Базовые элементы кабины автомобилей Камаз

Автомобили Камаз-5320 имеют трехместную кабину без спального места, модели Камаз-5410 – со спальным местом. На моделях Камаз-54112, 53212 по желанию заказчика может устанавливаться кабина как со спальным местом, так и без него.

На автомобилях-самосвалах моделей Камаз-55111 и 55102 кабина без спального места, по желанию заказчика может быть установлено среднее сиденье для пассажира, неподвижное, с откидываемой спинкой.

Кабина Камаз имеет подрессоренную подвеску, обеспечивающую надежную изоляцию ее от воздействия дороги. Для обслуживания двигателя кабина автомобиля Камаз опрокидывается вперед. В эксплуатационном положении кабину удерживают два запорных устройства рычажного типа.

Двери кабины Камаз оборудованы опускающимися стеклами и поворотными форточками. Стела ветровых окон – безопасные, типа триплекс.

Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол – с электроприводом, состоит из электродвигателя с редуктором, тяг и щеток, бачка с электрическим насосом, расположенным в кабине под панелью приборов, трубок, жиклеров и клавиш управления.

Естественная вентиляция, осуществляемая через окна и форточки дверей, вентиляционный люк в крыше, а также система отопления, работающая от системы охлаждения двигателя с принудительной подачей воздуха, к ногам водителя, пассажиров, на ветровые стекла и окна дверей, позволяют устанавливать оптимальную температуру в кабине в любое время года и предохраняют стекла от замерзания.

Кабина Камаз оборудована надежной многослойной термо-шумоизоляцией и мягкой обивкой. Сиденья водителя и крайнее пассажирское – регулируемые, что обеспечивает оптимальные условия для работы водителя и отдыха сменщика. В кабине установлены ремни безопасности для всех трех мест кабины.

Специальные аэродинамические устройства: боковые обтекатели, обтекатели крыши, установка которых предусмотрена на кабинах, снижают аэродинамическое сопротивление движению автомобиля, повышают топливную экономичность, снижают загрязнение автомобиля при движении по мокрым дорогам.

Кабина автомобиля Камаз состоит из следующих основных частей: корпуса, дверей, остекления, сидений, термошумоизоляции и деталей интерьера, оборудования, а также деталей оперения (крыльев, подножек, облицовочной панели и др.) и деталей крепления кабины.

В модернизированных автомобилях Камаз в конструкцию кабины внесены перечисленные ниже изменения:

– увеличена высота крыши кабины;

– установлены замки дверей роторного типа;

– установлены три противосолнечных козырька (вместо двух);

– установлен тросовый стеклоподъемник;

– установлен комплект сферических зеркал;

– изменены крюк и рукоятки запоров кабины;

– инструментальный ящик установлен под сиденьем пассажира;

– установлена надоконная полка;

– изменено расположение педали управления подачей топлива и тормозной педали;

– изменено место подключения системы отопления кабины для комплектаций автомобилей с двигателем Камаз -740.11;

– установлена оригинальная передняя панель (изменено местоположение фар головного света);

– установлены оригинальные обтекатели;

– аннулирована панель мотоотсека на кабине без спального места;

Корпус кабины Камаз

Корпус кабины Камаз является силовой частью кабины и основой для крепления всех узлов и оборудования.

Корпус кабины Камаз цельнометаллический, собран на точечной сварке из штампованных панелей, предварительно собранных в сборочные единицы: основание, передок, две боковины, задок и крыша. Причем, кабины без спального места и со спальным местом максимально унифицированы друг с другом.

У кабины со спальным местом отличается только крыша и добавляются надставки боковины и средняя панель задка (собственно спальное место).

Все панели кабины Камаз изготовлены из тонколистовой стали толщиной от 0,9 до 1,2 мм. Жесткость панелей обеспечена ребрами, выштампованными в панелях, и каркасами панелей.

В месте сопряжения панелей образуются сложные замкнутые сечения балок каркаса кабины, которые вместе с каркасами самих панелей и панелями создают силовую схему кабины и обеспечивают высокую жесткость и прочность кабины.

Крепление кабины Камаз

Кабина Камаз крепится к раме в четырех точках с помощью двух передних шарнирных опор и двух задних подрессоренных опор с запорным механизмом.



Рис.1. Переднее крепление и механизм уравновешивания кабины Камаз

1 - кронштейн нижний; 2-болт стяжной: 3 - шайба замковая; 4 - палец (ось); 5 - кронштейн верхний; 6 - балка передняя пола; 7 - рычаг торсиона; 8 - опора рычага торсиона; 9 - втулка опоры; 10 - усилитель пола; 11 -поперечина первая рамы; 12-торсион; 13-втулка торсиона; 14 - пластина; 15 – вставка поперечной балки пола

Передние шарнирные опоры кабины Камаз (рис.1) состоят из нижних кронштейнов 1, закрепленных болтами к первой поперечине рамы, и верхних кронштейнов 5, которые крепятся к поперечной балке пола.

Шарнирное соединение между ними позволяет опрокидывать кабину вперед. В шарнирное отверстие верхнего кронштейна вставлены два резиновых уплотнительных кольца, которые предотвращают попадание влаги и грязи между трущимися поверхностями и удерживают смазку.

Для смягчения колебаний, передаваемых от рамы к кабине через передние опоры, в верхние кронштейны встроены резиновые подушки. В нижних кронштейнах переднего крепления кабины закреплены торсионы 12 механизма уравновешивания кабины.



Рис.2. Задняя опора кабины Камаз

1 – рессора листовая; 2 - болт; 3- накладка рессоры; 4 - стремянка рессоры; 5 -хомут рессоры; 6 - кронштейн запора; 7 - подушка резиновая; 8 - скоба запора; 9 - обойма; 10 - буфер резиновый; 11 - амортизатор; 12 - кронштейн амортизатора; 13 - кронштейн; 14 - лонжерон рамы

Крепление кабины Камаз заднее (рис.2) объединено с мягкой подвеской кабины и состоит из двух продольных листовых рессор 1, которые крепятся к кронштейнам 13, жестко закрепленным на лонжероне 14 рамы, и двух гидравлических телескопических амортизаторов 11, которые нижней проушиной закреплены на кронштейне, а верхней проушиной — в обойме 9 рессоры.

К обойме рессоры крепится кронштейн 6 запорного механизма, к которому запорное устройство притягивает кабину. Перемещение кабины вниз ограничивается резиновым буфером 10, который при ходе рессоры более 25 мм упирается в раму.

Амортизатор механизма подрессоривания кабины Камаз аналогичен по конструкции амортизаторам передней подвески автомобиля. При скорости поршня 0,25 м/с контрольные данные усилий сопротивления амортизатора при ходе сжатия 94,2... 259 Н (9,6... 26,4 кгс), при ходе отбоя 895... 1271 Н (91,2... 129,6 кгс).

Механизм опрокидывания кабины Камаз (см. рис.1) служит для облегчения опрокидывания кабины вперед при обслуживании двигателя и должен обеспечивать почти полное уравновешивание кабины в любом наклонном ее положении.

Механизм опрокидывания кабины Камаз состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 12, которые квадратными концами закреплены в нижних кронштейнах 1 передних опор, а шлицевыми концами свободно установлены в резиновых втулках 13 противоположных кронштейнов.

На шлицевых концах стяжными болтами 2 закреплены взаимозаменяемые рычаги 7 торсионов, которые верхними концами упираются во втулки 9 опор 8 торсионов. Торсионы при транспортном положении кабины закручены на угол 53°.

Кабина Камаз опрокидывается на 42° и при необходимости (для снятия двигателя) может опрокидываться на 60°. Для этого освободите удлинитель ограничителя подъема кабины.

Механизм подъема и опускания кабины Камаз с гидроприводом и ручным управлением



Рис.3. Механизм подъема и опускания кабины Камаз

1 - рукоятка управления; 2 - рукоятка привода; 3 - гидронасос; 4 - бачок; 5 – подвеска кабины; 6 – нижний кронштейн; 7 - нижняя стойка ограничителя; 8 - предохранительная шпилька; 9 - верхняя стойка ограничителя; 10 - продольная балка кабины; 11 - палец удлинителя; 12 - верхний кронштейн; 13 – гидроцилиндр; 14 - гидропривод; 15 - лонжерон; 16 - амортизатор передней подвески

Некоторые модели автомобилей Камаз имеют механизм подъема и опускания кабины (рис.3) с гидроприводом и ручным управлением.

Механизм состоит из ручного насоса с бачком, фильтрами и поворотными золотниками, снабженными рукоятками, цилиндра подъема и опускания кабины, трубок подвода масла, соединяющих насос и цилиндр. В качестве рукоятки насоса используется монтажная лопатка для шин или вороток к ключу для колес.

Насос подъема и опускания кабины Камаз плунжерного типа, с бачком, установлен на кронштейне, расположенном на задней части правого переднего крыла автомобиля. Для ограничения давления в системе предусмотрен шариковый предохранительный клапан, перепускающий масло в бачок при давлении 15 МПа (150 кгс/см2).

В корпусе насоса подъема и опускания кабины Камаз имеются отверстия с резьбой, к которым через ввернутые в эти отверстия угольники подсоединяются штуцеры трубок подвода масла, соединенные с цилиндром.

Масло подается к соответствующим штуцерам поворотом рукоятки 13 золотника управления в ту или иную сторону до упора. Рукоятка золотника 14 имеет регулировочные упоры, которые стопорятся гайками.

Подъем и опускание кабины Камаз происходит, если поворачивать рукоятку золотника по стрелкам: стрелка вверх – подъем кабины, вниз – опускание.

Для безопасности при опускании кабины Камаз масло из гидросистемы в бачок возвращается через жиклер 16 с фильтром, предотвращающим засорение системы.

Бачок 12 прикреплен винтами к корпусу насоса; на бачке имеются пробка 10 заливной горловины со щупом, предохранительный клапан 11, ограничивающий давление в полости бачка в пределах 20-30 кПа (0,2-0,3 кгс/см2).



Рис.4. Цилиндр подъема и опускания кабины Камаз

1 - грязесъемник штока; 2, 7 – манжеты; 3 - пробка; 4 - стакан цилиндра; 5 - шток; 6 - полукольца штока; 8 -шайба; 9 - гайка; 10 - транспортная пробка; 11 - штифт; 12, 14 - уплотнительные кольца; 13 - втулки манжет; 15 - крышка цилиндра; 16 - гайка

Цилиндр подъема и опускания кабины Камаз (рис.4) снабжен клапанами безопасности (рис.5). На цилиндре подъема и опускания кабины Камаз клапаны установлены на выходных отверстиях, закрытых пробками.



Рис.5. Клапан безопасности

1 - корпус; 2 - пружина; 3 - шарик; 4 - пробка

Клапаны безопасности, представляющие собой обратные дроссельные клапаны, при разрыве шланга или другом повреждении системы, вызывающем быстрое опускание кабины, закрываются, и опускание кабины прекращается.

Клапаны могут закрываться также при слишком резкой подаче масла; в этом случае для открытия клапана рукоятки золотника нужно повернуть в положение, противоположное выполняемой операции (если производилось опускание кабины, то рукоятки установить в положение подъема, а затем в прежнее положение и продолжить опускание).

Подъем кабины Камаз

Перед подъемом кабины Камаз необходимо затормозить автомобиль стояночной тормозной системой и установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Затем надо повернуть рукоятки обоих запоров кабины в крайнее верхнее положение и вывести из зацепления предохранительный крюк правого запора.



Рис.6. Ограничитель подъема кабины Камаз

1 – палец удлинителя; 2 – скоба верхняя; 3 – удлинитель; 4 – балка продольная кабины; 5 – стойка верхняя; 6 – крючок-защелка; 7 – стойка нижняя; 8 – буфер

Для подъема кабины Камаз в первое положение (на угол 41градус) следует установить рукоятки на насосе в положение «Подъем кабины» и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, поднять кабину (рис.6). Для предотвращения случайного опускания кабины Камаз нужно закрепить стойки ограничителя шпилькой.

Для опускания кабины следует вынуть стопорную шпильку, установить рукоятки на насосе в положение «Опускание кабины» и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, опустить кабину.

Для подъема кабины Камаз во второе положение (на угол 61°) надо снять передний буфер, поднять переднюю облицовочную панель и опустить кабину в первое положение; расшплинтовать и вынуть палец 15 удлинителя. Затем гидроподъемником нужно поднять кабину во второе положение.

Ограничитель подъема кабины Камаз (рис.6) расположен с правой стороны кабины. Нижняя стойка 7 ограничителя вращается в скобе, закрепленной на правом лонжероне рамы. Верхняя стойка 5 через удлинитель 3 крепится к скобе 2, закрепленной на продольной балке 4 пола кабины.

При поднятой кабине Камаз обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительный крючок-защелка 6 между нижней и верхней стойками.

При опускании кабины необходимо эту защелку оттянуть и подать ограничитель на себя. Для кабины Камаз с гидроподъемником вместо крючка-защелки используется предохранительная шпилька (рис.6).

Механизм запорный кабины Камаз (рис.7) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крючком на правом запорном устройстве.



Рис.7. Запорное устройство

Корпус запора крепится к балке задка и продольной балке пола кабины. На оси запора вращается рукоятка запора. Крюк вращается на пальце оси. При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу, приваренную к кронштейну, закрепленному на обойме рессоры, а крюк входит в зацепление со скобой.

Конструкция крюка обеспечивает при закрывании запора подтягивание корпуса запора к резиновой подушке на кронштейне скобы. Предохранительный крюк с помощью пружины защелкивается автоматически за скобу.

При открывании запора перед опрокидыванием кабины Камаз поверните рукоятки обеих запоров из нижнего положения на себя, в верхнее положение, при этом крюк выходит из зацепления со скобой, затем выведите из зацепления предохранительный крюк.



_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________