ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Общая конструкция ведущих мостов грузовых автомобилей Камаз

В модельном ряду автомобилей Камаз используется множество различных ведущих мостов, которые имеют как существенные так и не существенные конструктивные отличия. Все ведущие мосты можно привести к пяти типам, показанным на рисунке.

Ведущие мосты Камаз полноприводных и не полноприводных автомобилей отличаются конструкцией картеров и главных передач.

Конструкции различных моделей ведущих мостов Камаз полноприводных автомобилей во многом идентичны и отличаются наличием механизма блокировки межколесного дифференциала, шестернями главных передач, ступицами и элементами тормозного механизма.

Передние ведущие мосты Камаз полноприводных автомобилей отличаются от промежуточных и задних конструкцией картеров, главных передач, наличием элементов поворотного механизма.

Конструкции различных модификаций передних ведущих мостов Камаз полноприводных автомобилей во многом идентичны и отличаются главными передачами и элементами тормозного механизма.

Основные отличия различных моделей не полноприводных мостов Камаз: дисковое или ступичное крепление колес; усиленная балка картера (лист 14 мм); наличие или отсутствие межколесного дифференциала, усиленные полуоси; различные элементы тормозных механизмов под различные тормозные камеры; различные главные передачи с различными передаточными отношениями (7,22;6,53;5,94;5,43); и другие несущественные конструктивные отличия.

На автомобилях Камаз с колесной формулой 6x4 устанавливаются два ведущих моста – промежуточный и задний. Конструкция мостов аналогична.

Рис.1. Задний мост Камаз

1 – кольцо проставочное; 2 – барабан тормозной; 3 – щиток; 4 – клапан предохранительный; 5 – картер главной передачи; 6 – шпилька; 7 – прокладка картера; 8 – полуось; 9 – картер заднего моста; 10 – пробка контрольная; 11 – пробка сливная; 12 – полуось левая; 13 – опора рессоры; 14 – кронштейн реактивной штанги; 15 – болт; 16 – камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором; 17 – механизм тормозной; 18 – манжета; 19, 20 – подшипники конические роликовые; 21 – гайка крепления подшипников; 22 прокладка полуоси; 23 – шайба стопорная контрогайки; 25 – шпилька крепления полуоси; 26 – гайка; 27 – шайба пружинная; 28 – втулка разжимная; 29 – ступица; 30 – прижим колеса

Отличие заключается в установке в главной передаче промежуточного моста Камаз блокируемого межосевого дифференциала и отдельных оригинальных деталей, сопрягаемых с ним.

На рис.1 представлен поперечный разрез заднего и промежуточного ведущих мостов. Каждый мост состоит из картера моста, главной передачи, дифференциала и полуосей.

Рис.2. Мост ведущий Камаз

1 - тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором; 2 - тормозной барабан; 3 - ступица; 4 - гайка подшипника; 5 - тормоз задний; 6 - полуось левая; 7 - картер моста; 8 - предохранительный клапан; 9 -передача главного моста; 10 - полуось правая

На картерах мостов автомобилей-самосвалов приварены установочные пластины для крепления опор рессор.

На автомобилях Камаз-53229 и Камаз-65115 предусмотрена установка ведущих мостов (рис.2) с механизмом блокировки межколесного дифференциала, при этом главная передача отличается тем, что левая чашка межколесного дифференциала выполнена со шлицами для установки муфты его блокировки.

Балки мостов Камаз усилены за счет увеличения толщины стенок. Полуоси усилены вследствие изменения марки стали и увеличения числа шлиц с 16 до 20.

Механизм блокировки межколесного дифференциала Камаз установлен в картере редуктора заднего и среднего мостов. Для обеспечения дистанционного включения механизма блокировки в кабине на щитке приборов имеется клавиша с соответствующим символом.

При нажатии клавиши замыкается цепь электропневмоклапана и воздух поступает в диафрагменную камеру. Поршень, передвигая вилку блокировки, соединяет муфту полуоси с муфтой чашки дифференциала. При включении блокировки в кабине на щитке приборов загораются сигнальные лампочки.

При проведении технического обслуживания для проверки работы механизма блокировки межколесного дифференциала Камаз вначале включите межосевую блокировку, а затем нажмите клавишу включения межколесной блокировки, при этом должны загореться две контрольные лампы включения межколесной блокировки ведущих мостов.

Картеры промежуточного и заднего мостов Камаз сварные, из стальных штампованных балок, к которым приварены фланцы для крепления картеров главных передач и суппортов тормозных механизмов, цапфы ступиц колес, кронштейны крепления реактивных штанг и опоры.

Включение блокировки разрешается только в условиях скользкой, грязной дороги. Блокировку следует включать непосредственно перед скользким участком дороги.

В момент пробуксовки одного из колес включение блокировки не разрешается. В этом случае необходимо выключить сцепление и включение блокировки произвести после остановки автомобиля.

Включение и выключение блокировки следует выполнять при отжатой педали сцепления. При выезде на твердую сухую дорогу блокировку необходимо выключить. Движение с включенной блокировкой приведет к поломке деталей.

Главная передача редуктора мостов Камаз – двухступенчатая. Первая ступень состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями, вторая — из пары цилиндрических косозубых шестерен.

Для равнинных условий эксплуатации автопоездов рекомендуется передаточное число – 5,94; для горных условий – 7,22; для пересеченной местности – 6,53.

Рис.3. Передний ведущий мост Камаз

1 – колодка переднего тормозного механизма; 2 – ролик колодки; 3 – разжимной левый кулак; 4 – ввертный штуцер; 5 – переходной штуцер; 6 – головка подвода воздуха; 7 – левый корпус поворотного кулака; 8 – масленка; 9 – рычаг поворотного кулака; 10 – главная передача переднего моста; 11 – регулировочный рычаг; 12 – шаровая опора поворотного кулака; 13 – внутренний левый кулак шарнира; 14 – пробка; 15 – вкладыш кулака шарнира; 16 – диск шарнира; 17 – манжета; 18 – нижняя накладка кулака; 19, 24, 34 – подшипники; 20 – набивка манжеты; 21 – щиток тормозного механизма; 22 – суппорт переднего тормозного механизма; 23 – ось тормозных колодок; 25 – левая цапфа поворотного кулака; 26 – ступица с тормозным барабаном; 27, 32 – замковые шайбы; 28 – ведущий фланец; 29 – кран запора воздуха; 30 – наружный кулак шарнира; 31 – контргайка подшипников; 33 – гайка подшипников

Главная передача редуктора ведущего переднего моста Камаз (рис.3) в отличие от главных передач промежуточного и заднего мостов прикреплена к картеру моста фланцами, расположенными в вертикальной плоскости.

Оригинальные детали главной передачи (рис.4) переднего моста Камаз: чашка 3 колесного дифференциала, картер 31 главной передачи, первичный вал 11, крышка 17, подшипник 8. Остальные детали и сборочные единицы унифицированы с деталями и сборочными единицами главной передачи заднего моста.

Рис.4. Главная передача редуктора переднего моста Камаз

1 – крышка подшипника; 2 – ведомое цилиндрическое зубчатое колесо; 3 – чашка дифференциала; 4 – опорная шайба полуосевого зубчатого колеса; 5, 13, 14, 24, 25 – конические роликовые подшипники; 6 – полуосевое зубчатое колесо; 7 – опорная шайба сателлита; 8, 22 – роликовые подшипники цилиндрические; 9 – шпонка; 10 – заглушка; 11 – первичный вал; 12 – ведущее коническое зубчатое колесо; 15 – манжета; 16 – фланец; 17, 27 – крышки; 18, 26 – стаканы подшипников; 19, 30 – регулировочные шайбы; 20 – распорная втулка; 21 – ведомое коническое зубчатое колесо; 23 – ведущее цилиндрическое зубчатое колесо; 28 – опорная шайба; 29 – гайка; 31 – картер главной передачи; 32 – крестовина дифференциала; 33 – сателлит; 34 – регулировочная гайка; 35 – стопор гайки; Е – регулируемый размер

Картер редуктора переднего моста Камаз отлит как одно целое с левым коротким кожухом полуоси. Правый кожух запрессован в картер моста. К фланцам кожухов полуоси на шпильках прикреплены шаровые опоры с приваренными шкворнями.

В шаровые опоры запрессованы бронзовые втулки, в которых установлены внутренние кулаки шарниров равных угловых скоростей.

На шкворнях размещены корпусы поворотных кулаков, которые поворачиваются на конических роликовых подшипниках. К корпусам поворотных кулаков Камаз прикреплены на шпильках цапфы и суппорты тормозных механизмов. В цапфы запрессованы бронзовые втулки, в которых вращаются наружные кулаки шарниров.

Крутящий момент от внутреннего кулака к наружному передается через шарнир равных угловых скоростей. На шлицевом конце наружного кулака установлен ведущий фланец, который прикреплен к ступице шпильками.

Рис.5. Главная передача редуктора заднего моста Камаз

1-картер главной передачи; 2 - пробка заливная; 3 - шестерня ведомая коническая; 4 - шпонка; 5 - шестерня ведущая цилиндрическая; 6, 9, 16, 34, 36 - подшипники роликовые конические; 7, 32 - стаканы подшипников: 8 - крышка подшипника; 10, 19, 24, 47 - шайбы опорные; 11, 49 - гайки; 12, 35 - шайбы регулировочные; 13, 33 - прокладки регулировочные; 14, 31, 39 - прокладки; 15 - гайка регулировочная; 17 - чашка дифференциала; 18 - сателлит; 20 - крестовина; 21 - шестерня полуосевая; 22 - болт крепления чашек дифференциала; 23 - шестерня цилиндрическая ведомая; 25 - втулка сателлита; 26, 40 - подшипники роликовые цилиндрические; 27 -фланец; 28 - отражатель; 29 - манжета; 30 - крышка; 37 - шестерня ведущая коническая; 38 - вал ведущий; 41 - крышка; 42, 48 - шайбы; 43 - крышка подшипника дифференциала; 44 - стопор; 45 - болт крепления крышки подшипника дифференциала; 46 - втулка распорная

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________