ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Устройство тормозной системы Краз-6510, Краз-65101

Автомобили Краз-6510, Краз-65101, 65055 оборудованы рабочей тормозной системой, действующей на все колеса, стояночной тормозной системой, действующей на трансмиссию и вспомогательным (моторным) тормозом, установленным в системе выпуска отработавших газов.

Рабочие тормоза предназначены для снижения скорости движущегося автомобиля до его полной остановки.

Рабочие тормоза Краз-6510, Краз-65101, 65055 барабанно-колодочные. В отторможенном состоянии колодки стягиваются пружинами, вследствие чего они всегда прижаты к разжимному кулаку через ролики, а при торможении раздвигаются кулаком и прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана.

Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания автомобиля на месте при остановках и на стоянке.

Вспомогательный (моторный) тормоз Краз-6510, Краз-65101, 65055 - дроссельного типа, компрессионный, выхлопной с пневматическим приводом.

Предназначен для торможения автомобиля неработающим двигателем, когда подача топлива выключена.

Действие тормоза основано на создании противодавления в выпускном газопроводе двигателя путем перекрытия его проходного сечения заслонкой.

Привод рабочих тормозов Краз-6510, Краз-65101, 65055 пневматический, раздельного типа.

Сжатый воздух подается в тормозные камеры и с помощью штоков, регулировочных рычагов и разжимных кулаков прижимает тормозные колодки к барабанам с усилием, пропорциональным давлению, подводимого к тормозной камере сжатого воздуха.

На передней оси установлены тормозные камеры, а на среднем и заднем мостах установлены пневмопружинные тормозные камеры.

При торможении автомобиля Краз-6510, Краз-65101, 65055 сжатый воздух от секции тормозного крана подводится к регулятору тормозных сил и, в зависимости от степени загруженности автомобиля, происходит торможение колес задней тележки с различной степенью интенсивности.

Пневматическое оборудование автомобиля КрАЗ-6510 приведено на рис.39, автомобиля КрАЗ-65101 - на рис.40.

С левой стороны под кабиной на кронштейнах установлены три ресивера 35: верхний - ресивер контура потребителей; средний - ресивер рабочих тормозов заднего моста; нижний - ресивер рабочих тормозов переднего и среднего мостов.

В пневматическом приводе тормозной системы Краз-6510, Краз-65101, 65055 установлены три ресивера (рис.41) емкостью по 40 л каждый.

Ресиверы предназначены для создания запаса сжатого воздуха, нагнетаемого компрессором.



Рис. 41. Ресиверы автомобилей Краз-6510, Краз-65101, 65055

1 - болт; 2 - шайба; 3 - шайба; 4 - гайка; 5 - подкладка; 6 - кронштейн; 7 - палец; 8 - кронштейн; 9 - шплинт; 10 - кольцо; 11 - шайба; 12 - гайка; 13 -угольник разобщительного крана; 14 - кран разобщительный; 15 - штуцер; 16 - клапан двухмагистральный; 17 - заглушка; 18 - ресивер; 19 - клапан защитный четырехконтурный; 20 - штуцер; 21 - клапан слива конденсата; 22 - тяга; 23 - подкладка; 24 - хомут; 25 - упор хомута; 26 - гайка

Клапан слива конденсата установлен на каждом ресивере. Для слива конденсата необходимо слегка нажать на шток и отвести его в любую сторону.

Из верхнего ресивера конденсат сливается с помощью проволочной тяги.

Снятие ресиверов с автомобиля Краз-6510, Краз-65101, 65055 производить в такой последовательности:

- отсоединить все воздухопроводы от ресиверов;

- отсоединить провода от датчиков снижения давления; отсоединить трубки к двухстрелочному манометру; отвернуть гайки 26 от хомутов 24; снять шплинт 9 и удалить палец 7;

- снять хомуты 24, пометить расположение ресиверов (верхние и нижние);

- снять ресиверы.

Осмотреть поверхность ресиверов Краз-6510, Краз-65101, 65055, поврежденную поверхность зачистить, загрунтовать и окрасить поверхность ресиверов противокоррозионной краской. Повреждения резьбы не допускаются.

Сборку и установку ресиверов на автомобиль производить в порядке, обратном разборке.

Ресиверы контуров рабочих тормозов ведущих мостов Краз-6510, Краз-65101, 65055 имеют выводы на двухстрелочный манометр 9, расположенный в кабине на щитке приборов.

Он служит для визуального контроля величины давления сжатого воздуха в ресиверах рабочих тормозов.

Все три ресивера оборудованы датчиками аварийного давления воздуха 19, соединенными электропроводами с контрольными лампами сигнализации падения давления.

При падении давления в ресиверах Краз-6510, Краз-65101, 65055 ниже 0,45 МПа (4,5 кгс/см2) загораются контрольные лампочки на панели приборов.

От компрессора 13, через влагомаслоотделитель с регулятором давления 15 и противозамерзатель 41, сжатый воздух, очищенный от капель влаги и масла, поступает в ресивер контура потребителей.

Из ресивера контура потребителей через четырехконтурный защитный клапан 47 воздух подается в ресиверы контуров рабочих тормозов.

Четырехконтурный защитный клапан прекращает подачу воздуха и изолирует от других тот из контуров, в котором резко снижается давление воздуха вследствие обрыва трубопровода или другой неисправности.

От ресивера контура потребителей сжатый воздух поступает на питание пневмоцилиндра привода выключения сцепления и других потребителей.



Рис. 39. Схема пневматического оборудования автомобиля КрАЗ-6510

1- клапан двухмагистральный; 2- пневмоклапан включения вспомогательной тормозной системы; 3- цилиндр включения заслонки вспомогательной тормозной системы; 4- электропневмоклапан; 5- блок развода воздуха; 6- пневмокамера включения блокировки межосевого дифференциала; 7-пневмокамера включения коробки отбора мощности; 8- клапан контрольного вывода; 9- камера тормозная задняя; 10- тройник; 11- цилиндр выключения сцепления; 12- кран тормозной двухсекционный; 13- клапан защитный одинарный; 14, 27, 28- ресиверы; 15- датчик сигнализации снижения давления воздуха; 16- цилиндр останова двигателя; 17- противозамерзатель; 18- влагомаслоотделитель с регулятором давления; 19- компрессор; 20- камера тормозная передняя; 21- датчик сигнала торможения; 22- манометр; 23, 24- краны разобщительные; 25- клапан слива конденсата; 26- штуцер; 29- клапан ускорительный; 30-тройник



Рис. 40. Схема пневматического оборудования автомобиля КрАЗ-65101

1- камера тормозная передняя; 2- клапан контрольного вывода; 3- манометр двухстрелочный; 4- компрессор; 5-водоотделитель; 6- противозамерзатель; 7-ресивер; 8- кран разобщительный; 9- клапан двухмагистральный; 10- датчик снижения давления; 11- клапан слива конденсата; 12- кран тормозной; 13 -клапан четырёхконтурный;14- блок электроклапанов; 15- цилиндр выключения сцепления; 16- клапан; 17- кран тормозной обратного действия; 18- клапан привода прицепа; 19- ускорительный клапан; 20- камера тормозная задняя; 21- датчик сигнала торможения; 22- цилиндр останова двигателя; 23 -цилиндр вспомогательной тормозной системы; 24- пневмоклапан; 25,26- соединительные головки

Рабочая тормозная система автомобилей Краз-6510, Краз-65101, 65055

Управление рабочей тормозной системой автомобиля Краз-6510, Краз-65101, 65055 осуществляется двухсекционным тормозным краном. Привод тормозного крана показан на рис.42.



Рис. 42. Педаль тормозная и привод управления двухсекционным тормозным краном Краз-6510, Краз-65101, 65055

1 - болт; 2 - гайка; 3 - шайба; 4 - болт; 5 - кольцо; 6 - гайка; 7 - шплинт; 8 - ос¬нование педали; 9 - болт; 10 - шайба; 11 - гайка; 12 - шайба защитная; 13 - ось защелки; 14 - защелка; 15 - шайба; 16 - гайка; 17 - кронштейн; 18 - кронштейн педали в сборе; 19 - втулка; 20 - педаль; 21 - педаль тормозная в сборе; 22 -подушка; 23 - рычаг; 24 - шпонка; 25 - валик; 26 - пружина; 27 - угольник; 28 - болт; 29 - гайка; 30 - шайба; 31 - болт; 32 - заглушка; 33 - шайба; 34 - кольцо; 35 - кран тормозной в сборе; 36 - кронштейн; 37 - палец; 38 - шплинт; 39 - вилка; 40 - планка; 41 - тяга в сборе; 42 - тяга; 43 - гайка

Устройство двухсекционного тормозного крана дано на рис.43. Сжатый воздух от ресивера контура рабочих тормозов переднего и среднего мостов подводится к выводу в верхней секции тормозного крана.

При нажатии на педаль привода рабочего тормоза Краз-6510, Краз-65101, 65055, рычаг 1 поворачивается на оси и роликом перемещает тарелку уравновешивающего элемента 3 вниз, сжимая уравновешивающий элемент и перемещая верхний поршень 4 вниз.

Перемещаясь, поршень закрывает выпускное отверстие верхнего клапана 6 и соединяет полости А и С.

Воздух из полости С поступает к выводу из полости А верхней секции тормозного крана и далее к тормозным камерам переднего моста и через ускорительный клапан и двухмагистральный перепускной клапан 23 к тормозным камерам среднего моста.



Рис. 43. Двухсекционный тормозной кран Краз-6510, Краз-65101, 65055

1 - рычаг привода; 2 - верхний корпус; 3 - уравновешивающий элемент; 4 -верхний поршень; 5 - пружина; 6 - верхний клапан; 7 - пружина; 8 - большой поршень; 9 - малый поршень; 10 - пружина; 11 - нижний клапан; 12 - пружина; 13 - нижний корпус; 14 - выпускное отверстие; а - исходное положение; b - положение при рабочем торможении

Поступивший в полость А сжатый воздух давит снизу на верхний поршень 4, сжимая уравновешивающий элемент 3.

Как только давление воздуха на поршень 4 снизу уравновесит усилие, передаваемое на элемент 3 от рычага 1, клапан 6 закрывается, прекратив доступ воздуха из полости С в полость А.

В полости А, магистрали рабочих тормозов и тормозных камерах Краз-6510, Краз-65101, 65055 установится давление воздуха, пропорциональное усилию нажатия на педаль. Таким образом осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана.

Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе из полости А проходит в надпоршневое пространство большого поршня 8 нижней секции тормозного крана и перемещает его вниз, воздействуя на малый поршень 9, который своим седлом сначала закрывает выпускное отверстие клапана, разобщая полость В с атмосферой, а затем открывает нижний клапан 11.

Сжатый воздух, подводимый к выводу из полости от ресивера контура рабочих тормозов заднего моста Краз-6510, Краз-65101, 65055, через открытый клапан 11 поступает к выводу из полости В и далее к рабочим тормозным камерам заднего моста.

Как только давление сжатого воздуха, поступившего в полость пространство между поршнями 8 и 9, уравновешивает силу, действующую на поршень 8 сверху, клапан 11 закрывается.

Размеры поршней 8 и 9 и усилие пружины 10 подобраны таким образом, что давление в выводах из полостей А и В в зависимости от усилия на рычаге 1 привода практически одинаково.

При отказе в работе верхней секции тормозного крана Краз-6510, Краз-65101, 65055 нижняя секция будет управляться механически через шпильку верхнего поршня 4 и толкатель малого поршня 9.

При отпускании педали рабочего тормоза поршни 4, 8 и 9 клапаны 6 и 11 под действием упругих элементов возвращаются в исходное положение.

Полости воздушных ресиверов (выводы из полостей С и D) разъединяются от полостей контуров рабочих тормозов (выводы из полостей А и В) и последние сообщаются с атмосферой через выпускное отверстие 14. Происходит растормаживание автомобиля.

Одновременно, при торможении, от обоих контуров рабочего тормоза воздух поступает к выводам клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, осуществляя рабочее торможение прицепа (полуприцепа).

Тормозные механизмы Краз-6510, Краз-65101, 65055

Тормозные механизмы автомобилей Краз-6510, Краз-65101, 65055 барабанного типа с двумя тормозными колодками и прикрепленными к ним фрикционными накладками.

Тормозные колодки Краз-6510, Краз-65101, 65055 установлены на эксцентричных осях, позволяющих сцентрировать колодки но внутренней поверхности барабанов.

При торможении колодки прижимаются к тормозному барабану разжимным кулаком, при растормаживании отводятся стяжными пружинами. Передние тормозные механизмы показаны на рис.44, задние тормозные механизмы - рис.45.



Рис. 44. Механизмы тормоза передних колес Краз-6510, Краз-65101, 65055

1 - палец; 2 - шплинт 4x25; 3 - колодка без накладки; 4 - кулак разжимной (левый, правый); 5 - звено пружин; 6 - пружина; 7 - кольцо 040-044-25-2-3; 8 - втулка; 9 - ось; 10 - ролик в сборе с втулкой; 11 - тормозной механизм правый в сборе; 12 - тормозной механизм левый в сборе; 13 - прокладка; 14 - заклепка; 15 - накладка; 16 - маслоотражатель; 17 - шайба 8; 18 - болт М8х12; 19 -кольцо 032-035-19-2-3; 20 - пластина; 21 - шайба 10; 22 - болт М 10x20; 23 -кронштейн левый; 24 - кронштейн правый; 25 - колодка с накладкой; 26 -суппорт в сборе; 27 - болт М14х35; 28 - шайба 14; 29 - щит тормоза; 30 - сапун; 31 - масленка; 32 - заглушка резиновая; 33 - болт M10x16; 34 - уплотнитель; 35 - гайка М16х1,5; 36 - шайба 16; 37 - болт; 38 - пружина; 39 - полумуфта подвижная; 40 - пробка-фиксатор; 41 - червяк; 42 - ось червяка; 43 -пробка КГ 1/8"; 44 - винт М5х10; 45 - рейка-толкатель; 46 - втулка; 47 - прокладка; 48 - стопор; 49 - рычаг; 50 - корпус; 51 - кольцо; 52 - колесо червячное; 53 - кольцо; 54 - крышка; 55 - поводок; 56 - кольцо; 57 - крышка



Рис. 45. Механизмы тормоза задних колес Краз-6510, Краз-65101, 65055

1 - кулак правый; 2 - кулак левый; 3 - ролик; 4 - колодка в сборе; 5 - стопор ролика; 6 - заклепка; 7 - накладка; 8 - колодка; 9 - шплинт; 10 - палец; 11 - гайка Ml 6x1,5; 12 - шайба 16; 13 - болт Ml 6x1,5x60; 14 - звено; 15-пружина; 16 - суппорт; 17 - кольцо В32; 18 - шайба; 19 - ось колодок; 20 - диск защитный нижний; 21 - диск защитный верхний; 22 - шайба 10; 23 - болт M10x30; 24 - болт Ml6x1,5x45; 25 - кронштейн левый; 26 - кронштейн правый; 27 -прокладка; 28 - кольцо; 29 - масленка; 30 - шайба 14; 31 - шайба 14; 32 - болт Ml4x35; 33 - труба; 34 - втулка; 36 - шайба; 37 - заглушка резиновая; 38 - шайба 8; 41 - пластина; 42 - ось червяка; 43 - заглушка; 44 - втулка; 45 - рычаг регулировочный в сборе; 46 - корпус; 47 - заклепка 5x45; 48 - червяк; 49 - крышка; 50 - колесо червячное; 51 - болт M10x20; 52 - шайба; 53 - прокладка; 54 - крышка; 55 - корпус; 56 - кольцо 045-050-30-2-2; 57 - рычаг регулировочный в сборе; 58 - рейка-толкатель; 59 - винт М5х10; 60 - пробка КГ 1/8"; 61 - кольцо 010-014-25-2-2; 62 - червяк; 63 - пробка-фиксатор; 64 -
червяк; 65 - полумуфта неподвижная; 66 - пружина; 67 - полумуфта подвижная

Детали тормозных механизмов Краз-6510, Краз-65101, 65055 после разборки должны быть очищены от грязи и продуктов износа, после чего проверено их техническое состояние и произведен ремонт.

Тормозной барабан Краз-6510, Краз-65101, 65055

В случае неравномерного износа барабана и наличия кольцевых выработок, его внутреннюю поверхность расточите под один из ближайших ремонтных размеров.

Тормозные колодки Краз-6510, Краз-65101, 65055 в сборе с накладками

Фрикционные накладки замените, если расстояние от поверхности накладки до головки заклепки составляет менее 0,5 мм.

Колодки тормоза с фрикционными накладками собирайте попарно и обрабатывайте по наружному диаметру в соответствии с размером внутреннего диаметра устанавливаемого тормозного барабана.

Разжимной кулак Краз-6510, Краз-65101, 65055

Допускается износ шеек разжимного кулака до диаметра 37,75 мм, втулок разжимного кулака - до диаметра 38,10 мм.

При износе этих поверхностей свыше указанных, шейки наварите и обработайте под номинальный размер 38 мм, а втулки замените новыми.

Допускается уменьшение толщины зуба шлицев до размера 5,86 мм.

Стояночная тормозная система автомобилей Краз-6510, Краз-65101, 65055

Стояночная тормозная система Краз-6510, Краз-65101, 65055 предназначена для затормаживания при остановке и на стоянке.

Стояночная тормозная система Краз-6510, Краз-65101, 65055 (рис.46) трансмиссионного типа. Тормозной механизм барабанного типа с двумя тормозными колодками с механическим приводом.

Тормозной механизм установлен на выходном валу раздаточной коробки и имеет привод на мосты задней тележки (средний и задний мосты).

Снятие тормозного барабана 69 осуществляется в такой последовательности:

- снять карданный вал от раздаточной коробки к среднему мосту;

- снять тормозной барабан 69;



Рис. 46. Управление стояночной тормозной системой Краз-6510, Краз-65101, 65055

1 - шплинт; 2 - палец; 3 - шпонка; 4 - вал; 5 - рычаг; 6 - вилка; 7 - тяга в сборе; 8 - гайка; 9 - тяга; 10 - гайка; 11 - шайба; 12 - болт; 13 - кольцо; 14 - втулка малая; 15 - рычаг; 16 - ось собачки; 17 - болт; 18 - болт; 19 - удлинитель рычага; 20 - гайка; 21 - рукоятка; 22 - рычаг; 23 - тяга собачки; 24 - пружина; 25- штифт; 26 - головка тяги; 27 - рычаг в сборе; 28 - гайка; 29 - шайба; 30 - рычаг выключателя; 31 - шплинт; 32 - собачка; 33 - сектор; 34 - пластина рычага; 35 - шпонка; 36 - болт; 37 - шайба; 38 - тяга; 39 - вилка; 40 - тяга в сборе; 41 - рычаг; 42 - болт; 43 - болт регулировочный; 44 - тяга в сборе; 45 - рычаг с втулками; 46 - шайба; 47 - суппорт в сборе; 48 - суппорт; 49 - втулка большая; 50 - болт; 51 - болт; 52 - шайба; 53 - гайка; 54 - кронштейн с втулками; 55 - кронштейн; 56 - кронштейн с рычагами; 57 - болт; 58 - опора рычага; 59 -шплинт; 60 - винт; 61 - сухарь колодки; 62 - болт; 63 - шайба ограничительная; 64 - кулак; 65 - накладка колодки; 66 - заклепка; 67 - колодка в сборе; 68 - колодка; 69 - барабан; 70 - шплинт; 71 - палец; 72 - пружина; 73 - кольцо стопорное; 74 - шайба; 75 - ось; 76 - шайба; 77 - гайка; 78 - диск защитный

Проверить состояние тормозных накладок 65. При износе накладок срубить заклепки и установить новые накладки.

Разборка тормозных колодок Краз-6510, Краз-65101, 65055 осуществляется в следующей последовательности:

- отвернуть болт 42;

- вытащить палец 2 с вилки тяги 44;

- снять регулировочный рычаг 41;

- снять кулак 64;

- снять пружины 72;

- снять тормозные колодки.

Снятие пальца 75 производится в следующей последовательности:

- отвернуть гайку 77;

- снять стопорное кольцо 73;

- вынуть палец 75 из суппорта 48.

Проверить, вымыть и очистить детали стояночной тормозной системы Краз-6510, Краз-65101, 65055. Проверить размеры и состояние деталей. Номинальный диаметр вала 4 - 25 мм, номинальный диаметр втулки 14-25 мм.

Сборку осуществлять в порядке, обратном разборке. Отрегулировать зазор между тормозным барабаном и колодками в соответствии с требованием.

Вспомогательная система тормоза автомобилей Краз-6510, Краз-65101, 65055

Управление вспомогательной тормозной системой Краз-6510, Краз-65101, 65055 осуществляется с помощью пневмоклапана, установленного в кабине.

При нажатии на педаль клапана сжатый воздух из ресивера потребителей через пневмоклапан поступает в цилиндр включения заслонки, поворачивает ее, создавая дополнительное сопротивление выхлопу.

Одновременно воздух попадает в силовой пневмоцилиндр, поворачивает скобу механизма останова двигателя, расположенную на регуляторе частоты вращения и прекращает подачу топлива к форсункам.

При отпущенной педали сжатый воздух через клапан выходит в атмосферу, под действием возвратных пружин скоба механизма останова двигателя и заслонка в выхлопной трубе возвращается в исходное положение.

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________