ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Замена поршневой группы и ремонт коленвала двигателя Маз-5551, 5335

Коленвал Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Коленвал Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 1 (рис. 7), изготовленный из стали 50Г методом горячей штамповки, имеет четыре коренные и три шатунные шейки.

Поверхности коренных и шатунных шеек закалены токами высокой частоты на глубину 3,0—4,0 мм и имеют твердость HRC 52—62. Угол между шатунными шейками коленчатого вала составляет 120°.

Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленвала установлены шесть противовесов 16.

Их крепят к щекам коленчатого вала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 винтами, головки которых для большей надежности приваривают к противовесам. В систему уравновешивания, кроме того, входят выносные массы, расположенные в маховике и на переднем конце коленчатого вала в виде противовеса.

Коленчатый вал Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с противовесами балансируется.

На самый носок вала насажен шкив 3 привода водяного насоса, который крепится сегментной шпонкой и болтом, завертываемым в торец вала.

Для снижения веса коленвала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 шатунные шейки выполнены полыми, а внутренняя полость их используется для дополнительной центробежной очистки масла.

От осевых смещений вал фиксируется четырьмя упорными бронзовыми полукольцами 20, устанавливаемыми в выточках задней коренной опоры и выполняющими роль упорного подшипника. Осевой зазор коленвала составляет 0,121—0,265 мм.



Рис. 7. Кривошипно-шатунный механизм Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — коленчатый вал; 2 — противовес; 3 — шкив; 4 — болт для провертывания коленчатого вала; 5 — маслоотражатель; 6 — шестерня; 7 — шатун; 8 — поршень правого ряда цилиндров; 9 — поршневой палец; 10 — втулка верхней головки шатуна; 11 — компрессионные поршневые кольца; 12 — маслосъемные поршневые кольца; 13 — заглушка; 14 — полость в шатунной шейке; 15 — поршень левого ряда цилиндров; 16 — противовесы коленчатого вала; 17 — маслоотражатель; 18 — маховик; 19 — выносной противовес на маховике; 20 — упорные полукольца; 21 — крышка заднего коренного подшипника; 22 — установочный штифт; 23 — крышка шатуна.

Носок и хвостовик коленвала уплотняются резиново-армированными самоподжимными сальниками.

Коренные и шатунные подшипники коленвала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполнены в виде тонкостенных вкладышей, изготовленных из сталеалюминиевой полосы.

Верхние вкладыши коренных подшипников отличаются от нижних отверстием для подвода масла и канавкой для его распределения, вследствие чего они не взаимозаменяемы. Верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников взаимозаменяемы.

На краях вкладышей выдавлены усы, которые входят в выточки, сделанные в теле блока цилиндров и крышках коренных подшипников, а также в шатунах и его крышках, и тем самым предотвращают проворачивание вкладышей в гнездах.

Для ремонта коленчатого вала предусмотрены шесть ремонтных размеров вкладышей с уменьшением внутреннего диаметра каждого из последующих размеров на 0,25 мм.

Маховик Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 18 (см. рис. 7), отлитый из специального чугуна, крепится к коленчатому валу.

Для предотвращения самоотвертывания болтов крепления маховика под каждые два соседних болта устанавливают замковую пластину.

На обработанную цилиндрическую поверхность маховика надет и закреплен зубчатый венец, служащий для пуска двигателя стартером.

Точное положение маховика Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на коленвале достигается при помощи двух установочных штифтов, запрессованных в торец вала.

Замена вкладышей коренных и шатунных подшипников Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Коленчатые валы двигателей ЯМЗ-236 автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обладают высокой износостойкостью. После 80—100 тыс. км пробега рекомендуется профилактическая замена вкладышей, которая продлит срок службы коленчатого вала до перешлифовки.

Для замены вкладышей коренных и шатунных подшипников двигатель рекомендуется снять с автомобиля. Вкладыши необходимо заменять в условиях, исключающих попадание грязи на подшипники и шейки коленчатого вала.

Новые вкладыши должны иметь номинальные размеры.

Шатунные вкладыши Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 менять по порядку, начиная с подшипника первого цилиндра. Снятые вкладыши тщательно осмотреть.

При наличии повреждений, имеющих характер неестественного износа, определить их причину. Масляные каналы коленчатого вала очистить от загрязненного масла и отложений.

Протереть шейку мягкой чистой ветошью и внимательно осмотреть ее. Шейка должна быть гладкой, без глубоких рисок, заусенцев и наволакивания металла.

Перед установкой подшипников шейку коленвала и вкладыши Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 смазывают дизельным маслом. Болты крепления шатунных подшипников затягивают с приложением момента 16—18 кГм.

Вкладыши коренных подшипников можно заменять при помощи штифта, не снимая коленчатый вал. Штифт представляет собой стальной стержень длиной 25 мм, диаметром 6 мм и с головкой диаметром 15 мм и высотой 3 мм.

Для снятия верхнего вкладыша коренного подшипника штифт вставляют в отверстие масляного канала коренной шейки.

Вращая коленчатый вал Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, выталкивают тем самым вкладыш. Для установки вкладыша в постель ее накладывают на шейку и усилием руки частично вводят в зазор между шейкой и постелью.

Затем вставляют штифт в отверстие масляного канала и, проворачивая вал, устанавливают вкладыши на место. Болты крепления крышек коренных подшипников затягивают с приложением момента 30—32 кГм.

Для ремонта коленчатого вала (перешлифовки шеек) предусмотрены шесть ремонтных размеров вкладышей. Номер ремонтного размера, а также соответствующее ему уменьшение диаметра шейки коленчатого вала выбивают на наружной стороне вкладыша.

Вкладыши подшипников при перешлифовке шеек коленчатого вала должны иметь те же ремонтные размеры, под которые были перешлифованы шейки.

Поршневая группа Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Поршень Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (см. рис. 8) отлит из высококремнистого алюминиевого сплава.

В головке поршня расположена камера сгорания. На наружной поверхности поршня имеются пять канавок для поршневых колец. В трех верхних канавках установлены компрессионные кольца, в двух нижних — маслосъемные.

По диаметру нижнего пояса (юбки) поршни делятся на четыре размерные группы, обозначаемые клеймами А, АА, AAA, АААА на днищах поршней.

Внутри поршня имеются две бобышки с отверстиями под поршневой палец. В отверстиях имеются канавки, в которые заложены пружинные стопорные кольца, ограничивающие осевое перемещение пальца.

Для предохранения поршня от задиров и увеличения надежности его работы поверхность юбки поршня покрыта слоем олова толщиной 0,003—0,006 мм.

 

Рис. 8. Поршень с шатуном Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе

1 — поршень; 2 — верхнее компрессионное кольцо; 3 — компрессионные кольца; 4 — маслосъемные кольца; 5 — поршневой палец; 6 — шатун; 7 — вкладыш подшипника; 8 — крышка; 9 — длинный болт крышки; 10 — замковая шайба; 11 — короткий болт крышки; 12 — стопорное кольцо; 13 — камера сгорания.

Поршневой палец Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (см. рис. 8) изготовлен из хромоникелевой стали 12ХНЗА. Наружную поверхность пальца цементируют на глубину 1,0—1,4 мм и закаливают. Твердость поверхности — HRC 56—65.

После закалки наружную цилиндрическую поверхность пальца шлифуют и полируют. Соединение пальца с шатуном и поршнем — плавающего типа.

Поршневые кольца Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 изготовляют из специального чугуна, верхнее компрессионное кольцо — из высокопрочного чугуна специального химического состава.

На поршень устанавливают три компрессионных 2 и 3 (см. рис. 8) и два маслосъемных кольца 4.

Высота компрессионных колец убывает под углом 10° по направлению к внутреннему диаметру при плоской нижней стороне. Внешняя цилиндрическая поверхность верхнего компрессионного кольца хромирована.

Маслосъемные кольца одинаковы по конструкции и размерам.

Посередине наружной цилиндрической поверхности кольца сделана кольцевая канавка с отверстиями по всей окружности для отвода масла.

Зазор в замке компрессионных и маслосъемных колец, помещенных в гильзу цилиндра диаметром 130 мм, равен 0,45—0,65 мм.

Шатун Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 8) — стальной, кованый, двутаврового сечения, с косым разъемом нижней головки.

Необходимость косого разъема вызвана тем, чтобы иметь возможность монтировать шатун в сборе с поршнем через гильзу блока.

В нижнюю головку установлены сменные вкладыши 7 шатунного подшипника.

Крышка 8 нижней головки крепится к шатуну Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 двумя болтами из хромоникелевой стали разной длины. Болты предохраняются от самоотвертывания замковыми шайбами 10.

Нижняя головка окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы.

Чтобы не перепутать крышки при ремонте, на нижних головках шатунов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 со стороны длинного болта и на крышках нанесены метки в виде двузначного числа, одинакового для шатуна и крыши, и риски, которые при сборе должны совпадать.

В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка.

Вдоль стержня шатуна просверлен масляный канал, по которому масло от нижней головки под давлением поступает к поршневому пальцу.

Замена деталей поршневой группы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Для снятия поршней и гильз с двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

- установить автомобиль на осмотровую канавку и слить масло и охлаждающую жидкость из двигателя;

- снять головки цилиндров и поддон картера двигателя;

- отогнуть замковые шайбы и отвернуть болты крепления крышек нижних головок шатунов, убедиться в наличии меток спаренности на стыке со стороны длинного болта. При отсутствии меток, или если метки плохо просматриваются, их следует нанести вновь. Замена крышек или перестановка их с одного шатуна на другой не допускается;

- снять поршень в сборе с шатуном через цилиндр, а затем гильзы из блока цилиндров при помощи приспособления.

Для разборки комплекта поршень—шатун Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

- снять кольца с поршня при помощи приспособления, ограничивающего расширение кольца обоймой с внутренним диаметром 142,5 мм;

- вынуть стопорные кольца поршневого пальца с помощью круглогубцев;

- вынуть поршневой палец, предварительно выдержав поршень в сборе с шатуном в масляной ванне в течение 10 мин при температуре масла 80°С.

Замена поршневого пальца Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 - Поршневой палец заменяют при наличии грубых рисок, задиров, наволакивания металла, а также если наружный диаметр менее 49,93 мм, а овальность и конусность превышают 0,015 мм.

Замена поршневых колец Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 - Компрессионные кольца следует менять, если: канавки на наружной цилиндрической поверхности полностью или частично стерты; отсутствует хотя бы частично слой хромового покрытия верхнего кольца; зазор в стыке замка, установленного в гильзу или приспособление с внутренним диаметром 130+0,010 мм, превышает 1,2 мм.

Маслосъемные кольца заменяют, если: стерта острая кромка; имеются задиры на внешней цилиндрической поверхности; зазор в стыке замка при установке кольца в приспособление с внутренним диаметром 130,00—130,01 мм превышает 1,2 мм.

Профилактическая замена первых компрессионных колец рекомендуется после 80—100 тыс. км пробега.

Замена поршней и гильз Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 - При своевременной замене поршневых колец поршень и гильза могут работать до 300 тыс. км.

Поршень подлежит замене, если на его боковой поверхности имеются задиры, выгорание на днище поршня, трещины в днище поршня или на перемычках канавок поршневых колец, а также если диаметр юбки поршня, замеренный в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии 153 мм от днища поршня, менее 129,6 мм.

Торцовые зазоры между новыми поршневыми кольцами и канавками поршня не должны превышать следующих величин (рис. 9), мм;

Для замера торцовых зазоров поршни в сборе с новыми кольцами вставить в калиброванный цилиндр с внутренним диаметром 130,00 — 130,01 мм.

Гильзу следует заменять, если имеются трещины и обломы, задиры внутренней поверхности, вмятины и забоины на опорном буртике, а также если внутренний диаметр гильзы превышает 130,3 мм, овальность превышает 0,08 мм, а конусность — 0,10 мм.

Диаметры следует замерять в двух перпендикулярных плоскостях (28 мм от верхнего бурта).



Рис. 9. Схема проверки торцовых зазоров между кольцами и канавками поршня

Замена шатуна Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 - Шатун в сборе с крышкой не ремонтируют, а заменяют: при наличии трещин или обломков на шатуне и крышке; если диаметр отверстия под вкладыш превышает 93+0,04 мм, если овальность и конусность более 0,012 мм, а также при повреждении резьбы под шатунный болт.

При ослаблении посадки втулки в верхней головке шатуна или износе отверстия под поршневой палец свыше 50,08 мм втулку выпрессовать и заменить новой.

Новая втулка должна быть запрессована заподлицо с торцовыми поверхностями верхней головки шатуна и обработана в комплекте с шатуном под размер 50+0,04+0,03 мм.

Овальность и конусность отверстия допускаются не более 0,004 мм. Непараллельность осей отверстий нижней и верхней головок шатуна должна быть не более 0,03 мм на длине 100 мм.

Замена поршневого пальца - Поршневой палец заменяют при наличии грубых рисок, задиров, наволакивания металла, а также если наружный диаметр менее 49,93 мм, а овальность и конусность превышают 0,015 мм.


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________