ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Конструкция рамы автомобилей Маз-5551, 5335

Рама автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 64) — клепаная, состоит из двух продольных балок швеллерной формы с переменным сечением, изготовленных из полосовой низколегированной стали толщиной 8 мм.

Продольные балки рамы изготовлены методом горячей штамповки и имеют наибольшую высоту сечения 265 мм, а ширина полок изменяется от 60 до 80 мм.

По длине продольные балки соединены в нескольких местах поперечинами при помощи заклепок. На продольных балках прикреплены кронштейны передней, задней и дополнительной рессор, кронштейны боковых опор двигателя, крепления кабины, рулевого управления и др.

Передняя часть продольных балок рамы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 соединена с передним буфером посредством гнутого усилителя и кронштейнов, прикрепленных к вертикальным полкам продольных балок.

Буфер к усилителю и кронштейнам закреплен болтами, что позволяет легко его снять при необходимости.

Первая поперечина рамы коробчатого сечения расположена в зоне передних кронштейнов передних рессор и служит, кроме связи с продольными балками, для крепления двух пружин опрокидывания кабины.

На этой же поперечине смонтирован пусковой подогреватель двигателя. Поперечина — составная.

К основной ее части приклепаны штампованные кронштейны, с помощью которых она соединена заклепками с вертикальной стенкой рамы.

Отогнутыми стенками поперечина приклепывается к нижней полке продольной балки рамы.



Рис. 64. Рама автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — ось передних колес; 2 — ось задних колес.

Вторая поперечина, расположенная у переднего шарнира карданного вала, образована из двух склепанных между собой частей.

Верхняя часть этой поперечины приклепана к верхней полке продольной балки рамы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а нижняя имеет отгибку в вертикальной плоскости для соединения заклепками с вертикальной стенкой продольной балки рамы.

В центральной части этой поперечины закреплена дополнительная опора силового агрегата.

В зоне передних кронштейнов задних рессор продольные балки рамы соединены составной поперечиной.

Каждая из двух частей этой поперечины представляет собой штамповку швеллерного типа с отогнутыми концами.

Склепанные по вертикальным стенкам штамповки образуют Х-образную поперечину, отогнутые кольца которой приклепаны только к вертикальным стенкам продольных балок рамы.

Против задних кронштейнов задних рессор установлена поперечина швеллерного типа с развитыми концами, которыми она приклепана к верхней и нижней полкам продольных балок рамы.

Сзади рамы установлена поперечина, усиленная растяжками, под тягово-сцепной прибор.

Рама автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеет приклепанные к продольным балкам рамы кронштейны крепления подставки седельного устройства.

Продольные балки рамы автомобиля Маз-516 значительно длиннее и имеют дополнительно продольные усилители, приваренные прерывистым швом к горизонтальным верхним и нижним полкам, а также усилители вертикальных полок в районе кронштейнов вывешивания дополнительной оси.

Рама автомобиля МАЗ-516 в сборе имеет дополнительную трубчатую сборную поперечину, внутри которой смонтирована ось балансиров задней подвески.

Кроме этого, имеется дополнительная штампованная поперечина в районе заднего кронштейна задней рессоры, а также кронштейны цилиндров вывешивания дополнительной оси.

Конструктивными особенностями рам является перенос крепления всех силовых элементов рам и в особенности кронштейнов рессор и поперечин на вертикальные полки продольных балок в наиболее нагруженных местах рам.

Техническое обслуживание рамы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Техническое обслуживание рамы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в проверке болтовых и заклепочных соединений.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за тем, чтобы не нарушались геометрическая форма рамы, правильность положения и прочность ее продольных балок, поперечин и кронштейнов.

Нарушение геометрической формы рамы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 может привести к неправильному положению или смещению агрегатов автомобиля, что вызывает чрезмерно большие напряжения и повышенный износ деталей трансмиссии и двигателя.

При эксплуатации автомобиля в особо тяжелых дорожных условиях периодически проверять состояние рамы.

Если обнаружено, что рама деформирована, ее следует выправить при помощи домкратов и подкладок.

Править раму Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 рекомендуется в холодном состоянии, так как нагрев снижает механическую прочность детали.

Если заклепки ослабли, срубить их и заменить новыми. Клепать раму следует горячими заклепками.

Для определения места, в котором рама прогнулась, измерить и сравнить величину диагоналей, образуемых соседними поперечинами и участками продольных балок между ними. Разность диагоналей не должна превышать 10 мм.


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________