ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Операции по ремонту системы питания топливом автомобилей Маз-5551, 5335

Неисправности системы питания Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и способы их устранения

К основным неисправностям топливной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 относятся: нарушение герметичности топливопроводов и их соединений, недостаточная подача топлива к насосу высокого давления, нарушение нормальной работы насоса высокого давления и форсунок.

Частой причиной затрудненного пуска двигателя, его неустойчивой работы, падения мощности является попадание воздуха в топливную систему.

Особенно сильно влияют на работу двигателя неплотности во всасывающей части системы питания Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337: топливный бак — топливоподкачивающий насос.

Малейшая неплотность в соединениях на этом участке влечет за собой попадание воздуха в систему питания, что сокращает подачу топлива в камеру сгорания и ведет к нарушению нормальной работы двигателя.

Если пуск двигателя затруднен, то для удаления воздуха из топливной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 отвернуть рукоятку ручного подкачивающего насоса и, перемещая ее вверх-вниз, прокачать систему в течение 2—3 мин. После прокачки рукоятку насоса завернуть до упора.

Если и после прокачки топливной системы пуск двигателя продолжает оставаться затрудненным и двигатель не развивает мощности, то протереть ветошью топливопроводы, места соединений, подкачивающий насос, крышку фильтра грубой очистки, фильтр тонкой очистки и определить место подсоса воздуха.

Герметичность топливных магистралей низкого давления от топливоподкачивающего насоса до насоса высокого давления можно проверить ручным насосом.

Для этого отсоединить от бака и заглушить пробкой сливной топливопровод, затем сделать несколько качков ручным насосом. В местах, где система окажется негерметичной, будет вытекать эмульсия или топливо.

Неплотности в соединениях устраняют подтяжкой резьбовых соединений, заменой соответствующих уплотнительных прокладок или топливопроводов.

Если место подсоса воздуха обнаружить не удается, рекомендуется снять корпус фильтра грубой очистки топлива из топливного бака и проверить его на герметичность. После устранения подсоса удалить воздух из системы питания.

Для этого ослабить пробки для выпуска воздуха из корпуса топливного насоса высокого давления и прокачать систему ручным насосом до тех пор, пока не будет вытекать топливо без пузырьков воздуха. Затем пробки завернуть

Если двигатель Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 не развивает мощности, дымит, работает на малых оборотах неравномерно, то это чаще всего указывает на плохую работу форсунок (при отсутствии подсоса воздуха).

Основной причиной неправильной работы форсунок является ухудшение качества распыла топлива вследствие нарушения регулировки давления начала подъема иглы, попадания в распылитель различных механических примесей, закоксовывания, засорения или износа отверстий в корпусе распылителя, а также неправильной сборки или установки форсунок на двигатель.

Неисправную форсунку Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 можно обнаружить непосредственно на работающем двигателе.

Для этого ослабить затяжку накидной гайки у штуцера проверяемой форсунки так, чтобы в нее поступало топливо. Выключая форсунку из работы, наблюдают за качеством отработавших газов и числом оборотов коленчатого вала двигателя.

Если после выключения форсунки из работы число оборотов коленчатого вала двигателя не меняется, а дымность выпускных газов снижается, то проверяемая форсунка неисправна, ее необходимо снять и отправить в ремонт.

При выключении исправной форсунки число оборотов коленчатого вала двигателя будет снижаться, а дымность выпускных газов при этом не будет меняться.

К проверке топливного насоса высокого давления в случае необходимости рекомендуется приступать лишь после проверки форсунок, убедившись в их исправности.

В процессе эксплуатации нормальная работа насоса высокого давления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 может быть нарушена вследствие механического износа плунжерных пар и нагнетательных клапанов, поломки пружин толкателей, износа перепускного клапана или его гнезда, из-за срыва резьбы штуцеров в месте соединения топливопроводов высокого давления и нарушения регулировок насоса.

В результате износа плунжерных пар подача топлива насосными секциями за цикл снижается, что приводит к снижению мощности и экономичности двигателя.

Износ нагнетательных клапанов по запорному конусу и разгрузочному пояску изменяет начало и характер впрыска, ухудшает отсечку подачи топлива иглой форсунки, что приводит к подтеканию топлива через распылитель и закоксовыванию распыливающих отверстий форсунки.

Износ перепускного клапана вызывает снижение давления топлива в полости насоса, что приводит к ухудшению заполнения надплунжерного пространства.

Нарушение нормальной циркуляции топлива в системе питания Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выражается в падении мощности двигателя, неравномерной и неустойчивой его работе, затрудненном пуске, остановках двигателя во время работы при малом числе оборотов коленчатого вала.

Недостаточная подача топлива к насосу высокого давления может быть вызвана:

- подсосом воздуха в систему питания;

- неисправностью топливоподкачивающего насоса;

- подтеканием топлива в местах соединения топливопроводов высокого давления;

- засорением фильтрующего элемента топливных фильтров грубой или тонкой очистки, а также топливопроводов;

- замерзанием воды зимой в топливопроводах или фильтре тонкой очистки;

- загустеванием топлива, если сорт топлива не соответствует сезону и автомобиль хранится на открытой площадке.

Прежде чем искать неисправность, следует убедиться в наличии топлива в топливных баках и в отсутствии его подтекания в местах соединения топливопроводов высокого давления.

Затем проверить топливную систему Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на отсутствие подсоса воздуха и в случае необходимости устранить неисправность.

Если подача топлива не прекращена при прокачке ручным насосом, то, вероятнее всего, неисправен подкачивающий насос.

Наиболее частой причиной ненормальной работы подкачивающего насоса является попадание грязи между седлами и клапанами, поломка пружин или зависание поршня.

Если после промывки и продувки деталей клапанов нормальная работа насоса не восстанавливается, то насос подлежит ремонту.

Интенсивность циркуляции топлива в системе питания Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 можно проверить с помощью контрольного манометра, подсоединенного к отверстию под пробку на корпусе насоса высокого давления для выпуска воздуха.

Давление воздуха в магистрали должно быть в пределах 0,5—1,0 кГ/см2 при 2100 об/мин коленчатого вала.

Давление ниже 0,5 кГ/см2 может быть вызвано засорением фильтрующих элементов фильтров грубой или тонкой очистки топлива или засорением топливопроводов. Фильтрующие элементы в этом случае заменить новыми, а топливопроводы продуть сжатым воздухом.

Если и после замены фильтрующих элементов фильтров тонкой и грубой очистки и проверки топливоподкачивающего насоса давление в системе остается ниже нормального, то проверить состояние перепускного клапана топливного насоса высокого давления.

Неисправная работа перепускного клапана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 может быть вызвана попаданием грязи между седлом и клапаном, а также поломкой или ослаблением пружины клапана.

Давление можно отрегулировать поворотом седла перепускного клапана насоса высокого давления.

После регулировки седло клапана зачеканить. Если перепускной клапан исправен, то снять с двигателя насос высокого давления и отправить его в мастерскую для проверки и ремонта.

Ремонт топливной системы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Разборка и сборка насосной секции топливного насоса высокого давления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

- снять боковую крышку и колпак рейки;

- при помощи приспособления сжать пружину толкателя и вынуть нижнюю тарелку;

- отвернуть колпачковые гайки и снять соединительные ниппели;

- снять контрящие сухари, вывернуть штуцеры и при помощи съемника вынуть из корпуса насоса седла вместе с нагнетательными клапанами;

- вывернуть стопорные винты втулки плунжера и вынуть плунжерные пары из корпуса насоса;

- слегка сжав пружину, вынуть ее из корпуса насоса вместе с верхней тарелкой, поворотной втулкой и зубчатым венцом;

- вынуть толкатель из направляющей в корпусе.

Насосную секцию ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 собирают в обратном порядке. При сборке необходимо учитывать следующее:

- нагнетательный клапан с седлом, а также плунжерная пара являются прецизионными узлами и заменять их можно только комплектом;

- поворотную втулку с зубчатым венцом в сборе устанавливать при среднем положении рейки (по отношению к корпусу насоса) так, чтобы прорезь венца находилась в плоскости оси отверстия под стопорный винт в корпусе насоса, а средний зуб венца — в средней впадине на рейке;

- при установке плунжерной пары выступ плунжера, помеченный риской, должен быть обращен в сторону стопорного винта втулки;

- после затяжки стопорного винта втулки плунжера проверить подвижность рейки и величину ее хода, который должен быть не менее 25 мм. Рейка должна перемещаться легко, без ощутимых затруднений;

- штуцер затягивать с приложением момента 10—12 кГм, после затяжки каждого штуцера проверять перемещение рейки.

После сборки топливный насос с регулятором должен быть отрегулирован на стенде.

Разборка и сборка форсунки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Разборку форсунки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполнять в такой последовательности:

- отвернуть колпак форсунки, ослабить контргайку и вывернуть до упора регулировочный винт;

- отвернуть гайку пружины на полтора-два оборота;

- отвернуть гайку распылителя;

- снять распылитель, предохранив иглу распылителя от выпадания.

Во избежание поломок фиксирующих штифтов нельзя снимать гайку распылителя, не отвернув предварительно регулировочный винт и гайку пружины.

Снаружи распылитель очистить с помощью деревянного бруска, пропитанного дизельным маслом, внутренние полости промыть в бензине, сопловые отверстия прочистить стальной проволокой диаметром 0,3 мм.

Для очистки распылителя нельзя применять острые и твердые предметы или наждачную бумагу.

Перед сборкой распылитель и иглу форсунки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 тщательно промыть в чистом бензине и смазать профильтрованным дизельным топливом.

После этого игла, выдвинутая на одну треть своей длины из корпуса распылителя, при наклоне распылителя под углом 45° плавно, без задержек должна полностью опуститься под действием собственного веса.

При затяжке гайки развернуть распылитель против направления навертывания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая его в этом положении, навернуть гайку рукой, после чего затянуть окончательно.

После сборки форсунки отрегулировать давление подъема иглы и проверить качество распыливания топлива и четкость работы распылителя. Момент затяжки гайки распылителя — 7—8 кГм, штуцера форсунки — 8—10 кГм.

Техническое обслуживание системы питания Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Топливная экономичность, развиваемая мощность, надежность и долговечность двигателя в значительной степени зависят от исправной работы системы питания. Поэтому топливную систему надо обслуживать с максимальной тщательностью, в строго предусмотренные сроки.

После отсоединения топливопроводов штуцеры топливного и подкачивающего насосов, форсунок, фильтров и отверстия трубопроводов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 защитить от попадания грязи пробками, колпачками, заглушками или чистой изоляционной лентой.

Заглушки, пробки и колпачки предварительно промыть в чистом бензине или дизельном топливе.

Опыт эксплуатации дизельных двигателей показывает, что для максимальной долговечности и безотказности в работе топливной аппаратуры первостепенное значение имеют чистота и качество применяемого топлива.

Даже мельчайшие частицы грязи, попадая в очень небольшие зазоры прецизионных деталей насосов и форсунок, действуют разрушающе на трущиеся поверхности деталей и приводят к отказу в работе приборов топливной аппаратуры.

Обслуживание воздушного фильтра Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Своевременное обслуживание воздушного фильтра увеличивает долговечность двигателя и повышает эффективность его работы.

Загрязненный воздушный фильтр Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 снижает коэффициент наполнения двигателя, а следовательно, понижает его мощность и увеличивает удельный расход топлива.

Кроме того, при этом ухудшается очистка воздуха, что приводит к проникновению пыли в двигатель и как следствие к повышенному износу цилипдро-поршневой группы и преждевременному отказу двигателя в работе.

Для нормальной работы требуется регулярное обслуживание воздушного фильтра, т. е. постоянное внимание к состоянию его деталей, особенно уплотнительных прокладок, и к правильной их установке на двигателе.

Ежедневно перед началом работы проверять затяжку стержня крепления воздушного фильтра. Обслуживание воздушного фильтра при работе в условиях малой запыленности воздуха проводить не реже чем через ТО-1, а при работе в пыльных условиях — чаще.

Для обслуживания воздушный фильтр Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 снимают с двигателя, а отверстие переходника закрывают заглушкой, чтобы во впускные трубопроводы не попали пыль, грязь, влага и т. д.

Сняв крышку фильтра, вынуть фильтрующий элемент и промыть его в чистом дизельном топливе или бензине, а затем хорошо высушить или продуть сжатым воздухом.

После промывки масляной ванны фильтра в нее заливают масло (то, что и для двигателя) до метки, определяющей нормальный уровень. Допускается применение профильтрованного отработавшего масла двигателя.

Собранный воздушный фильтр Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливают на соединительный патрубок впускных трубопроводов и крепят при помощи стержня, который тщательно затягивают.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________