ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Компоненты переднего моста и рулевые тяги автомобиля Маз-5516, 5440

Передняя ось (мост) показана на рисунке 14, продольная руления тяга - на рисунке 15.

Уход за передним мостом и рулевыми тягами автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

В процессе эксплуатации необходимо проверять герметичность уплотнений шкворня и ступицы по отсутствию следов смазки в местах соединений деталей, снабженных уплотнительными прокладками, кольцами или манжетами.

При появлении следов смазки уплотнительные прокладки, кольца и манжеты следует заменить. При замене манжет, снабженных пыльником, полость между уплотняющей кромкой манжеты и пыльником необходимо заполнить смазкой.



Рис.14. Передний мост (передняя ось) автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1 - тормозной барабан; 2 - ступица; 3, 9. 19 - подшипники; 4 - крышка; 5 - гайка; 6, 8 - болты; 7 - кулак-поворотный; 10-шайба; 11 - индуктор АБС; 12- втулка; 13- заглушка; 14 -шкворень; 15 - рычаг поворотный; 16 - балка; 17 - упор; 18 - подшипник упорный



Рис.15. Продольная рулевая тяга Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Подшипники ступиц передних колес автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 следует регулировать в следующем порядке:

- снять крышку 4 (рисунок 14), ослабить гайку 5 подшипника, отвернув болт 6, и проверить легкость вращения ступицы 2. В случае тугого вращения необходимо снять ступицу и проверить, не вызвано ли это повреждением манжеты или подшипников;

- установить шайбу 10, совместив лыску на ней с лыской на поворотном кулаке 7;

- вращая ступицу затянуть гайку 5 моментом 225 - 245Нм (23 - 25кг/см) до тугого вращения ступицы, после чего отвернуть гайку на 80° - 90°;

- проверить легкость вращения ступицы без ощутимого осевого люфта (осевой зазор в подшипниках 0,02 - 0.08 мм). При необходимости регулировку повторить;

- гайку 5 застопорить болтом 6, завернув его моментом 50 - 70 Нм (5 - 7кг/см);

- повторно проверить легкость вращения ступицы без ощутимого осевого люфта;

- заполнить внутреннюю полость крышки 4 смазкой Литол (за исключением пространства под гайку), установить крышку с прокладкой на ступицу.

Зазор в шарнирах рулевых тяг автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 проверяют путем осмотра соединений при проворачивании рулевого колеса вправо и влево (для продольной тяги при неработающем двигателе, для поперечной - при работающем).

При регулировке шарового соединения продольной рулевой тяги снять крышку 6 (рисунок 15), завернуть до упора регулировочную пробку 5 моментом 118 - 157 Нм (12 - 16 кг/см), а затем отвернуть ее на 1/8 - 1/12 оборота.

Установить крышку 6 на место и обжать ее край в паз наконечника 3 для стопорения пробки 5. При каждой регулировке шарового соединения крышку 6 устанавливать с разворотом на 120 градусов, предварительно выпрямив деформированный участок.

Регулировка шарового сочленения поперечной тяги и шарнирного сочленения силового цилиндра рулевого управления автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 аналогична регулировке шарового сочленения продольной рулевой тяги.

После устранения люфтов в шарнирах рулевой тяги и подшипниках ступиц колес выполняется проверка схождения колес.

Схождение управляемых колес переднего моста устанавливается регулировкой длины поперечной рулевой тяги, концы которой имеют резьбу и определяется разностью расстояний между торцами правого и левого тормозных барабанов спереди и сзади при измерении в горизонтальной плоскости на уровне геометрической оси колес.

Размер сзади должен быть на 1 - 2мм больше, чем спереди.

При необходимости схождение колес автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 следует отрегулировать в следующем порядке:

- установить колеса в положение, соответствующее движению по прямой;

- ослабить затяжку стяжных болтов обоих наконечников поперечной рулевой тяги;

- вращением тяги (вывертыванием или ввертыванием ее в наконечники) установить схождение колес в заданных пределах. При этом надо иметь в виду, что вывертывание тяги на один оборот увеличивает разность расстояний примерно на 5мм, а ввертывание - уменьшает на эту величину;

- затянуть стяжные болты наконечников моментом 53 - 69Нм (5,5 - 7кг/см). После регулировки схождения проверить и отрегулировать углы поворота колес с ограничением их упорными болтами. Угол поворота левого колеса влево и правого колеса вправо 45°±1°.

Рама и буксирный прибор автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54329

Обслуживание рамы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в наблюдении за состоянием болтовых и заклепочных соединений, за появлением трещин на полках и стенках лонжеронов и на лонжеронах.

Если при проверке обнаружено ослабление болтовых соединений рамы, необходимо подтянуть гайки соединений.

Если при проверке заклепочных соединений рамы автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 обнаружится обрыв головки заклепки, либо ослабление заклепочного соединения, то необходимо поврежденную заклепку заменить новой.

Допускается ставить вместо заклепки термообработанные болт класса прочности не ниже 9 с мелкой резьбой, с гайкой и пружинной шайбой соответствующего диаметра с обеспечением момента затяжки гаек М 16х1,5 - 196-216 Нм (20 - 22 кг/см) и гаек М14x1,5 - 176-196 Нм (18 - 20 кг/см).

Посадка болта в отверстие должна быть плотной.

Если при проверке лонжеронов и поперечин обнаружены трещины, то необходимо произвести их заделку (если это допускается в соответствии с руководством по ремонту автомобилей).

Буксирный прибор грузовых автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 состоит из разъемносцепного и амортизационного механизмов, соединенных между собой стержнем 7 (рис.16).

Для расцепки автомобиля с прицепом вытянуть до отказа предохранитель 29 и, удерживая его, другой рукой поднять рукоятку 18 вверх до упора.

При этом палец 19 должен надежно удерживаться с помощью рычага 15 в верхнем положении.



Рис.16. Прибор буксирный автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1 - чехол гайки; 2 - шплинт; 3 - гайка; 4 - втулка направляющая; 5, 9 - фланцы буфера; 6 - буфер; 7 - стержень; 8 - корпус; 10 - крышка корпуса; 11 - пружина; 12 - ось стержня; 13 - буфер; 14 - крышка; 15 -рычаг; 16 - болт; 17 - основание крышки; 18 - рукоятка; 19 - палец; 20 - втулка верхняя; 21 - направляющая петли, 22 - втулка нижняя; 23, 28 - пружины; 24 - вилка; 25 - масленка; 26 - болт; 27 - гайка; 29 - предохранитель.

Перед сцепкой рукоятка 18 должна быть поднята вверх и зафиксирована в верхнем положении. При сцепке разъемносцепной механизм работает автоматически, после сцепки палец 19 дополнительно фиксируется в нижнем положении фиксатором 29.

После сцепки рукоятка 18 должна находиться в горизонтальном положении. а предохранитель "утоплен".

Проверку фиксации пальца в опущенном положении после сцепки на автомобилях Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 можно произвести следующим образом:

- вытянуть до отказа предохранитель;

- удерживая предохранитель в вытянутом положении, усилием другой руки нажать снизу на торец пальца, при этом будет ощущаться только небольшое осевое перемещение пальца, что свидетельствует о его фиксации. При отсутствии фиксации пальца механизм нужно разобрать и устранить неисправность.

Во время обслуживания буксирного прибора при поднятой в верхнее положение рукоятке не допускайте нахождения руки в зоне прохождения пальца через направляющую петли.

Уход за буксирным прибором заключается в смазке его и очистке от грязи.

Надежность и долговечность работы буксирного прибора во многом зависит от правильности затяжки гайки 3. Чрезмерная или недостаточная затяжка гайки приводит к появлению осевого люфта стержня 7 за счет возникновения зазора между крышкой 10 и корпусом 8 или втулкой 4 и фланцами 5 и 9, что недопустимо.

При наличии осевого люфта стержня необходимо расшплинтовать гайку и завернуть ее только до соприкосновения со втулкой 4, после чего гайку 3 зашплинтовать.

Максимальный допустимый износ сопрягаемых деталей буксирного прибора автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 не должен превышать:

- между осью стержня, стержнем и вилкой - не более 2 мм;

- между пальцем и втулками - не более 3 мм.

При износе деталей, превышающем максимально допустимые зазоры, изношенные детали необходимо заменить.

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________