ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Устройство лебедки автомобилей Урал-4320

Лебедка Урал-4320 (рис. 64) предназначена для самовытаскивания, а также для вытаскивания автомобилей и прицепов на труднопроходимых участках.



Рис. 64. Редуктор лебедки Урал-4320

1-масленка; 2-шайба упорная; 3-звездочка; 4-кронштейн вала барабана; 5-шайба стопорная; 6- гайка; 7-подшипник скольжения; 8-втулка распорная; 9-барабан; 10-вал барабана; 11,15-болты; 12-крышка редуктора; 13-отбойник троса; 14-муфта неподвижная; 16,24,28,33-прокладки регулировочные; 17,25,27,37-крышки подшипников; 18,23,29,31,32-подшипники; 19-картер редуктора; 20-колесо червячное; 21-пробка; 22-муфта подвижная; 26-фланец; 30-червяк редуктора; 34-прокладка; 35-тормоз ленточный; 36-скоба крепления троса; 38-кронштейн ходового винта правый; 39-шток муфты; 40-вилка; 41-сухарь; 42-поперечина подвески лебедки

Лебедка Урал-4320 состоит из червячного редуктора, барабана с закрепленным на нем тросом и тросоукладчика.

Механизм редуктора лебедки Урал-4320 состоит из глобоидной пары с передаточным отношением 31:1.

Червячное колесо 20 приклепано к ступице, которая подвижной муфтой 22 может соединяться с валом 10 барабана.



Рис. 65. Управление лебедкой Урал-4320

1-тормоз ленточный; 2,8-пружины; 3-гайка; 4-контргайка; 5-муфта обжимная; 6-рычаг управления лебедкой; 7-втулка; 9-кронштейн; 10-тяга; 11-рычаг включения лебедки

На червяке редуктора лебедки Урал-4320 установлен автоматический ленточный тормоз 1 (рис.65), препятствующий самопроизвольному вращению барабана лебедки и разматыванию троса при выключенном сцеплении автомобиля и при срезе предохранительного штифта.

Тормоз регулируйте при работающем на передаче заднего хода приводе и выключенной подвижной муфте барабана.

Если в течение 1-3 мин тормоз нагревается выше температуры, которую может выдержать рука (около 60 °С), гайку 3 и контргайку 4 крепления ленты отверните на два-три оборота.

Регулировка редуктора лебедки Урал-4320

Подшипники редуктора лебедки Урал-4320 регулируйте при появлении в них осевых зазоров, а также при установке новой червячной пары.

Регулируйте подшипники только в том случае, если затяжка болтов крышек подшипников не привела к устранению осевого зазора.

Подшипники должны быть отрегулированы с натягом.

Крутящий момент, необходимый для проворачивания червяка редуктора лебедки Урал-4320 в подшипниках 29, 31 и 32 (см.рис. 64) должен быть 1,0-2,5 Нм (0,1-0,25 кг/см).

Если вал вращается слишком свободно или имеет осевой зазор, удалите часть прокладок 28 и 33 равной толщины из-под передней и задней крышек подшипников.

Если для вращения вала требуется приложить крутящий момент более 2,5 Нм (0,25 кг/см), добавьте прокладки равной толщины под крышки.

При проверке момента вращения вала червяка болты крепления крышек должны быть затянуты до отказа.

Количество прокладок под задней и передней крышками после регулирования должно быть приблизительно одинаковым, что облегчает последующее регулирование зацепления червячной пары.

Конические подшипники вала червячного колеса редуктора лебедки Урал-4320 регулируйте изменением количества прокладок 16 и 24 под крышками подшипников.

Предварительный натяг подшипников вала червячного колеса проверяйте в зацеплении с червяком.

Крутящий момент, необходимый для проворачивания вала червячного колеса в подшипниках должен быть 3-6 Нм (0,3-0,6 кг/см).

После регулировки подшипников проверьте правильность зацепления червячной пары на краску по пятну контакта зубьев.

В правильно отрегулированной паре пятно контакта рабочей поверхности зуба колеса без нагрузки должно располагаться в его середине и составлять не менее 5 мм по ширине и 2/3 по высоте зуба.

Расположение пятна контакта по высоте зуба изменяется соответствующим перемещением червяка 30 в осевом направлении с помощью прокладок.

Для смещения пятна контакта к ножке зуба уберите часть прокладок 28 из-под крышки 27 со стороны фланца, для смещения пятна контакта к головке зуба добавьте прокладки.

При этом соответственно измените количество прокладок 33 под крышкой 37 со стороны тормоза так, чтобы суммарная толщина прокладок с обеих сторон сохранилась.

Смещение пятна контакта по ширине зуба колеса достигается осевым перемещением червячного колеса в ту же сторону, в которую смещено пятно.

Глобоидная червячная пара может хорошо работать только при правильном регулировании зацепления.

Неправильная регулировка является причиной сильного нагрева пары и быстрого износа зубьев червячного колеса.

Привод лебедки Урал-4320

Мощность от раздаточной коробки через дополнительную коробку отбора мощности к редуктору лебедки Урал-4320 передается тремя карданными валами.



Рис. 66. Вал карданный передний привода лебедки Урал-4320

1-вилка карданного шарнира; 2-штифт предохранительный; 3-вал карданный; 4-крышка игольчатого подшипника; 5-пластина стопорная; 6-крестовина; 7-вилка скользящая; 8-кольца уплотнительные

На переднем карданном валу для предохранения деталей лебедки Урал-4320 от перегрузки установлен предохранительный штифт 2 (рис. 66), который срезается при нагрузке выше допустимой.

Все карданные шарниры одинаковы по своей конструкции и унифицированы с шарнирами автомобиля ГАЗ-53А.

Подшипники карданных шарниров могут быть зафиксированы стопорными кольцами вместо опорных и стопорных пластин.

Промежуточный карданный вал лебедки Урал-4320 установлен на двух опорах.

Для компенсации неточностей при монтаже на шлицевые концы промежуточного карданного вала установлены скользящие вилки 7 переднего и заднего валов.

Смазка в шлицевом соединении удерживается уплотнительными кольцами 8.

Для уменьшения неравномерности вращения червяка редуктора лебедки Урал-4320 карданные валы привода установлены так, что оси отверстий под подшипники в скользящих вилках переднего и заднего валов лежат в одной плоскости.

Тросоукладчик лебедки Урал-4320

Лебедка Урал-4320 оборудована тросоукладчиком (рис. 67), который обеспечивает правильную укладку троса на барабане при углах отклонения его от оси автомобиля, не превышающих 15°.



Рис. 67. Тросоукладчик лебедки Урал-4320

1-поперечина лебедки; 2,14-прокладки регулировочные для натяжения цепи (правая и левая); 3,12-кронштейны ходового винта (правый и левый); 4,11-гайки; 5-пластина стопорная; 6-винт ходовой; 7-валики направляющие; 8-ролик горизонтальный; 9-кронштейн горизонтального ролика; 10,16-звездочки ведомая и ведущая; 13-цепь; 15-кронштейн вала барабана; 17-палец направляющего ролика; 18-втулка; 19-ролик направляющий; 20-сухарь ходового винта; 21-крышка опорная сухаря; 22-корпус держателя направляющих роликов

Трос укреплен на барабане скобой, выдается он только назад.

Корпус 22 держателя направляющих роликов укладывает трос, совершая возвратно-поступательное движение вдоль ходового винта 6 и по двум направляющим валикам 7.

Винт с левой и правой нарезками, установленный на двух подшипниках, приводится во вращение цепной передачей от вала барабана через ведущую 16 и ведомую 10 звездочки.

Натяжение цепи регулируется прокладками 2 и 14; величина провисания цепи 3-10 мм.

Осевое усилие от ходового винта 6 передается на корпус держателя направляющих роликов через сухарь 20 ходового винта.

Сухарь установлен в корпусе держателя направляющих роликов и зафиксирован крышкой 21.

Направляющие ролики 19 установлены на полиамидных втулках 18 и вращаются на пальцах 17, которые зафиксированы стопорной пластиной 5.

Рекомендации по использованию лебедки Урал-4320

Перед эксплуатацией лебедки Урал-4320 убедитесь в правильности работы привода включения и выключения барабана лебедки, а также в правильности намотки и надежности крепления троса.

При правильно отрегулированном приводе длина тяги 10 (см.рис.65) по осям отверстий регулировочных вилок должна быть 228-232 мм.

При затрудненном включении барабана лебедки Урал-4320 в холодное время года необходимо прогреть редуктор лебедки на холостом ходу в течение 3-5 мин.

Не пользуйтесь тросом лебедки для буксирования автомобиля или прицепа, а также при углах отклонения его от оси автомобиля, превышающих 15°.

Для включения лебедки Урал-4320:

- установите рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение;

- пользуясь ключом на 30, поставьте рычаг подвижной муфты в верхнее (включенное) положение при принудительной выдаче троса.

- При ручной размотке троса рычаг подвижной муфты должен находиться в нижнем (выключенном) положении;

- включите коробку дополнительного отбора мощности краном управления;

- включив первую или вторую передачу, выдайте трос на нужную длину; слабину троса выбирайте вручную.

- Перед началом подтягивания на барабане должно быть не менее трех-четырех витков троса;

- включите передачу заднего хода для подтягивания груза;

- при самовытаскивании автомобиля Урал-4320 включите понижающую передачу раздаточной коробки и передачу заднего хода коробки передач.

Частоту вращения коленчатого вала двигателя увеличьте плавно.

Резкое увеличение частоты вращения двигателя не дает увеличения тягового усилия на тросе, но может вызвать срез предохранительного штифта.

После среза штифта немедленно выключите сцепление и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, иначе может произойти заедание вала во фланце.

Срезанный штифт замените новым.

Не используйте вместо предохранительного штифта болты или другие детали.

В эксплуатации трудно определить усилие на тросе, поэтому перед пользованием лебедкой Урал-4320 ориентировочно установите целесообразность применения блока, исходя из конкретных условий.

 

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________