ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Замена и ремонт дисков сцепления ЯМЗ-236, 238

Нажимной диск сцепления ЯМЗ-236, 238

После снятия с двигателя ЯМЗ-236, 238 автомобилей МАЗ, Урал, Краз корзины сцепления (нажимного диска с кожухом), диска ведомого, муфты выключения сцепления необходимо провести оценку их состояния - определить возможность их использования для дальнейшей эксплуатации или проведения ремонта.

Если сцепление ЯМЗ эксплуатировалось с периодической пробуксовкой (при отпущенной педали, то на поверхности трения нажимного диска отмечается наличие различных дефектов, к которым относиться:

– равномерный износ более 0,4 мм;

– коробление более 0,25 мм,

– местный износ в виде 2-х кольцевых канавок, средние диаметры которых совпадают с диаметрами расположения заклепок крепления фрикционных накладок ведомого диска;

– термические трещины.

В данном случае нажимной диск сцепления ЯМЗ-236, 238 автомобилей МАЗ, Урал, Краз подлежит замене или ремонту. Использование нажимного диска допускается при наличии незначительного количества микротрещин в местах прижогов поверхности трения и при короблении поверхности не более 0,25 мм.

Если по результатам осмотра корзины сцепления необходима замена только диафрагменной пружины (поломка тарельчатой части, обломы лепестков), то до разборки узла необходимо сделать метки на нажимном диске и кожухе, чтобы при сборке сохранить их взаимное положение.

Замену фрикционных накладок дисков ведомых ЯМЗ производить в следующих случаях:

– накладки изношены до заклепок;

– накладки «разлохмачены», имеют местные выкрашивания;

– изношены на величину 1..1,2 мм, при меньших значениях износа накладок решение о допустимости дальнейшей эксплуатации принимается в зависимости от интенсивности износа на конкретном транспортном средстве.

Например, если после снятия ведомого диска сцепления ЯМЗ-236, 238 автомобилей МАЗ, Урал, Краз выявлен износ каждой накладки по 0,5 мм при пробеге автобуса в объеме 80 тыс. км., то замену накладок для данного случая производить не рекомендуется, т.к. прогнозируемый ресурс накладок составит 240 тыс. км. пробега.

Разборка корзины сцепления ЯМЗ-236, 238

Установить нажимной диск сцепления ЯМЗ с кожухом в сборе (корзину) на установочные пластины;

Прижать кожух к основанию с помощью болта 3 и крестовины 7 приспособления таким образом, чтобы посадочный бурт кожуха зашел в посадочную выточку основания 2;

Вывернуть болты 8 нажимного диска сцепления ЯМЗ-236, 238 (см. рис.44) (использовать ключ под внутренний шестигранник), для обеспечения отворачивания болтов без их обрыва предварительно сделать по 2..3 резких удара молотком из мягкого металла, т.к. болты при заводской сборке установлены с использованием композиции.

Частично вывернуть болт для обеспечения возможности извлечь из крестовины упорную втулку, извлечь втулку, снять крестовину;

Снять кожух корзины сцепления ЯМЗ с пластинами в сборе (см. рис.44), обращая внимание что опорное кольцо 10 и втулка 9 могут выпасть из кожуха (опорное кольцо может удерживаться за счет консистентной смазки, а втулки за счет прижатия пластинами);

Снять опорное кольцо 10 и втулки 9;

Снять кольцо стопорное 7, шайбу пружинную 6 и кольцо упорное 5;

Вывернуть болты 12 и снять их совместно со скобами 3, выполнив предварительно операцию подобную болтам 8;

Снять пружину нажимную 4;

Извлечь из нажимного диска двенадцать втулок 11;

Снять нажимной диск сцепления (корзину) ЯМЗ с приспособления.



Рис.44. Нажимной диск сцепления (корзина) ЯМЗ-236, 238 с кожухом в сборе

1 – кожух сцепления с пластинами; 2 – диск нажимной; 3 – скоба; 4 – пружина нажимная сцепления; 5 – кольцо упорное; 6 – шайба пружинная; 7 – кольцо стопорное; 8 – болт нажимного диска; 9 – втулка; 10 – кольцо упорное кожуха; 11 – втулка; 12 – болт;

Ремонту подвергаются нажимные диски сцепления ЯМЗ с дефектами, недопустимыми для эксплуатации.

Износ поверхности трения корзины сцепления ЯМЗ-236, 238 автомобилей МАЗ, Урал, Краз оценивается замерами штангенциркулем или высотомером.

За величину износа поверхности трения принимается размер между поверхностью нажимного диска, находившейся в контакте с фрикционной накладкой и поверхностью не находившейся в контакте с накладкой.

Диски сцепления после длительной эксплуатации могут иметь неплоскостность (коробление) поверхности трения, которое представляет собой коническую поверхность и оценивается с помощью лекальной линейки и щупа.

При размере более 0,2 мм опорный пояс рекомендуется восстановить проточкой конических поверхностей на глубину не более 1 мм с обеспечением размера в зависимости от модели диска с плавным сопряжением конических поверхностей радиусом R=2,5-0,25 мм и с шероховатостью Rа = 2,5 мкм.

После проточки поверхности трения и опорного пояса размер должен быть 43,2-0,25, при этом разность размеров не более 0,1 мм.

Корзина сцепления ЯМЗ, отремонтированная с учетом названных требований используется для сборки с кожухом, у которого торец протачивается с уменьшением размера до 65±0,15 с обеспечением плоскостности торца в пределах 0,2 мм.

Проверка и регулировка корзины сцепления ЯМЗ-236, 238

На диафрагменной пружине корзины сцепления ЯМЗ, используемой для сборки допускается:

– износ в месте контакта с упорным кольцом до 1,5 мм;

– износ в месте контакта с пружинной шайбой крепления упорного кольца до 0,5 мм;

На упорном кольце корзины сцепления ЯМЗ допускается износ в месте контакта с диафрагменной пружиной до 0,5 мм.

На опорном кольце кожуха допускается износ до 0,2 мм.

На установочных втулках корзины сцепления ЯМЗ допускается износ от контакта с пружиной до 0,2 мм.

При использовании пружины и упорного кольца с износом рекомендуется использовать компенсационное кольцо, которое необходимо устанавливать между пружинной шайбой и стопорным кольцом.

После сборки корзины сцепления ЯМЗ-236, 238 проверяется:

Величина отхода нажимного диска;

– при закрепленном кожухе корзины сцепления ЯМЗ к основанию приспособления обеспечить ход упорного кольца корзины на величину 11..13 мм, путем выворачивания болта вместе с шайбой.

– за величину отхода нажимного диска принимается зазор, замеренный в 4-х точках примерно равнорасположенных по окружности. Значение зазора должно быть не менее 2,3 мм.

Усилие на нажимном диске ЯМЗ

– предварительно в сборочно-разборочном приспособлении обеспечить размер 7,8 ± 0,1 мм за счет установки набора монтажных шайб между головками болтов и кожухом.

- Установку шайб производить в закрепленном состоянии «корзины» при использовании установочных пластин приспособления толщиной 7,8 ± 0,1мм;

Ведомый диск сцепления ЯМЗ-236, 238

В однодисковых сцеплениях ЯМЗ автомобилей МАЗ, Урал, Краз применён ведомый диск с демпфером пружинно-фрикционного типа, с упругим креплением (с помощью пружинных пластин) фрикционной накладки со стороны нажимного диска.

Конструкция крепления накладок ведомого диска сцепления ЯМЗ показана на рисунке.

Упругое крепление фрикционных накладок обеспечивает наилучшее прилегание поверхности накладки и поверхности нажимного диска, меньшую температуру поверхностей трения и меньший износ поверхностей.



Рис.45. Крепление фрикционных накладок ведомого диска сцепления ЯМЗ-236, 238

1 - накладка фрикционная; 2 - диск ведомый; 3 - заклёпка крепления накладки и пружинной пластины («гладкая»); 4 - пластина пружинная; 5 - заклёпка ступенчатая.

К диску ведомому сцепления ЯМЗ приклепывается 12-ть пружинных пластин 4 «гладкими» заклепками 3, каждая пластина приклепывается 2-мя заклепками, которые расположены на двух диаметрах, при этом эти же заклепки используются и для крепления накладки расположенной со стороны маховика.

Накладка диска сцепления ЯМЗ, обращенная к нажимному диску, крепится к пластинам 4 «ступенчатыми» заклепками 5.

Каждая из 12-ти пружинных пластин имеет по два отверстия на внутреннем и наружном диаметрах, которые совпадают с отверстиями на диске 2.

Ступенчатая заклепка имеет две головки – головка с меньшим диаметром упирается в пружинную пластину, а головка с большим диаметром упирается в диск под действием упругих сил пружинной платины, когда ведомый диск находится в не зажатом состоянии.

При заданном размере между торцами головок обеспечивается положение выпуклостей всех пластин в одной плоскости и перемещение накладки в сторону диска на величину 0,6…0,9 мм под действием нажимного диска при включении сцепления.

Состав ведомого диска сцепления ЯМЗ-236, 238



184.1601131 – диск ведомый с накладками;

184.1601142 (182.1601142) – ступица ведомого диска;

184.1601150 (181.1601150, 187.1601150) – пружина демпфера ведомого диска (8 шт.);

184.1601151– пружина внутренняя демпфера ведомого диска (8 шт.);

184.1601153 – диск демпфера (2 шт.);

184.1601158 – штифт упорный (4 шт.);

184.1601167 – пружина тарельчатая (2шт.);

313020-П2 – заклёпка 8х33 (8 шт.).

184.1601138 – накладка фрикционная (2 шт.);

184.1601404 – заклёпка ступенчатая (24шт.);

184.1601132 – диск с накладкой и пластинами.

184.1601134 – диск ведомый с кольцами демпфера;

184.1601135 – пластина ведомого диска (12 шт.);

184.1601402 – заклёпка (24 шт.);

184.1601138 – накладка фрикционная.

Наличие демпфера в ведомом диске сцепления ЯМЗ автомобилей МАЗ, Урал, Краз снижает величину динамического крутящего момента на первичном валу коробки передач при резком включении сцепления, при включении сцепления во время трогания с места и переключении передач, а также исключает резонансные явления в трансмиссии автотранспортного средства в режиме разгона и установившегося движения.

Ведомый диск сцепления ЯМЗ с демпфером в сборе состоит из ступицы, деталей демпфера и диска с фрикционными накладками.

Демпфер имеет цилиндрические пружины, установленные в окна диска с фрикционными накладками, тарельчатые пружины, диски демпфера.

Тарельчатые пружины демпфера обеспечивают заданный момент трения, возникающий за счёт сил упругой деформации пружин после сборки ведомого диска.


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________