ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Сборочные компоненты КПП ЯМЗ-238

Тип КПП ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 - механическая, пятиступенчатая основная коробка с двухдиапазонным планетарным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.

Управление переключением передач КПП ЯМЗ-238 - Рычаг или механизм для подсоединения дистанционного привода с выводом соединительного валика налево в основной коробке и полуавтоматическое пневматическое переключение демультипликатора с автоматической блокировкой включения низшего диапазона.

Конструкция коробок передач КПП ЯМЗ-238 предусматривает:

- установку пневмоусилителя переключения передач;

- применение электропневматического управления различной степени автоматизации;

- блокировку запуска стартера при включенной передаче;

- установку электронного датчика спидометра;

- применения ходоуменьшителя;

- дополнительный отбор мощности до 100 л.с.

Техническая характеристика КПП ЯМЗ-238

Максимальный входной крутящий момент, Нм - 1800

Масса с картером сцепления, кг - 385

Передаточные числа КПП ЯМЗ-238: 1 передача – 12,24, 2 передача – 6,88, 3 передача – 4,86, 4 передача – 3,50, 5 передача – 2,74, 6 передача – 1,97, 7 передача – 1,39, 8 передача – 1,00, 9 передача – 0,78, Задний ход – 10,04



Рис.1. КПП ЯМЗ-238

1–вал вторичный; 2–воздухораспределитель; 3–сухари механизма подачи воздуха в пневмоцилиндр; 4–муфта включения 1-ой передачи и заднего хода; 5–проставка; 6–болт регулировочный; 7–шестерня коронная; 8– сателлит; 9–пневмоцилиндр включения передач демультипликатора; 10– датчик скорости; 11–крышка заднего подшипника выходного вала; 12– фланец крепления карданного вала; 13–вал выходной с синхронизатором; 14–червяк привода спидометра; 15–шестерня солнечная; 16–муфта зубчатая высшего диапазона; 17–картер демультипликатора; 18–вал отбора мощности; 19– муфта соединительная солнечной шестерни; 20– синхронизатор; 21–заборник масляного насоса; 22–вал промежуточный; 23–картер коробки передач; 24–масляный насос; 25–крышка подшипника; 26–вал первичный; 27–подшипник передний; 28–прокладки регулировочные; 29–подшипник задний первичного вала; 30–крышка верхняя с вилками и штоками переключения передач; 31–крышка-заглушка (устанавливается при поставке коробки передач без наконечника с опорой рычага переключения передач).

Замеры всех размеров для определения необходимого количества установочных и регулировочных прокладок должны производиться с точностью 0,01 мм не менее чем в трех, равноудаленных друг от друга местах.

Подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения взаимного положения первичного и вторичного валов КПП ЯМЗ-238 с монтажным размером Д=0,3 мм, для этого:

- При запрессованном до упора внутреннем кольце переднего подшипника вторичного вала КПП ЯМЗ-238 замерить размер от торца ступицы синхронизатора до широкого торца наружного кольца подшипника. Перед замерами кольцо подшипника плотно прижать к роликам и провернуть его не
менее пяти оборотов.

- При прижатом до упора к торцу первичного вала коробки передач ЯМЗ-238 зубчатом кольце замерить размер от торца зубчатого кольца до торца выточки под подшипник в первичном вале.

- Подобрать необходимое количество установочных прокладок и установить в расточку к торцу первичного вала.

Завести в картер коробки передач ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 собранные в сборе промежуточный и вторичный валы и зафиксировать их взаимное положение друг относительно друга таким образом, чтобы обеспечивался монтажный размер от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы шестерни привода промежуточного вала равный 48±0,025 мм и монтажный размер от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы синхронизатора 4-5 передач равный 90,3±0,025 мм.

При этом блокировочное кольцо и муфта синхронизатора КПП ЯМЗ-238 должны быть зафиксированы на ступице вторичного вала, а наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала должно быть снято.

После выполнения работ подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения беззазорного торцового упора заднего подшипника промежуточного вала КПП ЯМЗ-238 с проставкой и гнезда заднего подшипника вторичного вала с зубчатой муфтой демультипликатора.

Подбор установочных прокладок производить следующим образом:

- Замерить абсолютные величины размеров между торцами уплотнительной прокладки и проставки и между торцами картера и подшипника.

При этом, торец ступицы шестерни привода промежуточного вала коробки передач ЯМЗ-238 должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника - к роликам.

- Подобрать необходимое количество установочных прокладок и установить в расточку к торцу проставки демультипликатора.

- Замерить абсолютные величины размеров между торцами зубчатой муфты и уплотнительной прокладки и между торцами картера и гнезда подшипника.

При этом, торец ступицы синхронизатора 4-5 передач КПП ЯМЗ-238 должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника с гнездом - к роликам.

Демультипликатор КПП ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 с установочными прокладками пристыковать к картеру коробки передач, обеспечив затяжку болтов крепления демультипликатора к коробке передач с Мкр=215,74...274,5 Нм (22...28 кг/см).

Регулировка осевых зазоров в подшипниках промежуточного, первичного и вторичного валов коробки передач ЯМЗ-238

- Установить в расточку картера коробки передач КПП ЯМЗ-238 наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала, после чего замерить абсолютную величину размера между торцами картера и наружным кольцом подшипника.

При этом, наружное кольцо заднего подшипника промежуточного вала должно быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижато к торцу проставки демультипликатора, а наружное кольцо переднего подшипника - к роликам. Перед замером промежуточный вал провернуть не менее пяти оборотов.

- Замерить абсолютную величину размера между торцами корпуса масляного насоса.

- Подобрать необходимое количество регулировочных и установить в расточку картера коробки передач ЯМЗ-238 к торцу наружного кольца подшипника.

- Пристыковать к картеру коробки передач ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 масляный насос, обеспечив затяжку болтов крепления масляного насоса к картеру коробки передач с Мкр - 23,53...35,30 Нм (2,4...3,6 кг/см).

- Проверить правильность регулировки подшипников промежуточного вала путем его осевого перемещения. Осевое перемещение вала должно быть в пределах (0,005…0,06). Установить в расточку картера коробки передач ЯМЗ-238 первичный вал в сборе с прокладками.

Техническое обслуживание коробки передач ЯМЗ-238

Уход за коробкой передач ЯМЗ-238 заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Уровень масла в картере должен совпадать с контрольным отверстием.

Сливать масло нужно горячим через все сливные отверстия. После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой помещается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место.

При этом следует обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

Рис.100

Для промывки коробки передач ЯМЗ-238 рекомендуется использовать З л индустриального масла И-12А.

При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7 - 8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, промывочное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.

Недопустимо промывать коробку передач керосином или дизельным топливом.

В процессе эксплуатации привода КПП ЯМЗ-238 возможны регулировки:

- положения рычага З (см. рис. 100) переключения передач в продольном направлении;

- положения рычага переключения передач в поперечном направлении;

- блокировочного устройства телескопических элементов продольной тяги.

Для регулировки угла наклона рычага З в продольном направлении необходимо ослабить гайки болтов 6 и перемещением тяги 4 в осевом направлении установить угол наклона рычага примерно при нейтральном положении в коробке передач.

Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 17, для чего необходимо отсоединить один из наконечников 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги так, чтобы рычаг управления коробкой, находясь в нейтральном положении против включения передач, имел примерно угол, равный 90˚ к горизонтальной плоскости кабины (в поперечной плоскости автомобиля).

Регулировку блокировочного устройства привода переключения передач КПП ЯМЗ-238 нужно производить следующим образом:

- поднять кабину;

- расшплинтовать палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22;

- очистить серьгу 25 и внутреннюю тягу от старой смазки и грязи;

- задвинуть внутреннюю тягу до блокировочной втулки 15;

- расконтрить гайку серьги 25 и, вставив отвертку в шлиц хвостовика внутренней тяги, вывертывать ее до исчезновения углового люфта серьги;

- удерживая хвостовик 24 от проворачивания, затянуть контргайку;

- проверить качество регулировки. При смещении блокировочной втулки 21 в сторону пружины 19 внутренняя тяга должна вытягиваться без заеданий на всю длину, а при задвигании тяги внутрь до упора в пазы блокировочная втулка должна перемещаться четко щелчком до упора втулки в нижний выступ серьги.

При регулировке привода коробки переключения передач ЯМЗ-238 следует соблюдать следующие требования:

- регулировку производить при поднятой кабине и при неработающем двигателе;

- не допускать изгиба и погнутости наружной и внутренней подвижных тяг;

- во избежание поломки подсоединение тяги 4 к вилке 22 производить так, чтобы отверстие в серьге под палец 23 располагалось над продольной осью тяги 4;

- нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине проверять свободным перемещением рычага 18 механизма переключения передач в поперечном направлен ни (относительно продольной оси автомобиля).

Валик 12 при нейтральном положении коробки имеет осевое перемещение, равное 30 - 35 мм, при этом ощущается сжатие пружины.

 


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________