ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Работы по сборке коленчатого вала ЗИЛ-130 с маховиком и сцеплением

Коленвал ЗИЛ-130 при помощи тельфера и захвата устанавливают и закрепляют на стенде фланцем вверх, а затем продувают сжатым воздухом масляные каналы и протирают чистой салфеткой фланец и отверстие под подшипник ведущего вала коробки передач.

На фланец коленчатого вала устанавливают маховик, совмещая отверстия 0 14,30 мм в маховике с отверстиями на фланце при необходимости постукивая молотком из мягкого металла по головкам болтов крепления маховика, и вставляют их в отверстия.

Гайки болтов крепления маховика затягивают равномерно крест-накрест (момент затяжки 14—15 кГм).

Затем индикаторным приспособлением стенда проверяют биение рабочей поверхности маховика относительно оси коленчатого вала, которое не должно превышать 0,15 мм на радиусе 150 мм.

Если величина биения превышает 0,15 мм, то узел разукомплектовывают и устанавливают другой маховик.

Гайки крепления маховика ЗИЛ-130 шплинтуют; концы шплинта отгибают на грань гайки. Предварительно смазав подшипник смазкой 1-13, в отверстие фланца коленчатого вала запрессовывают подшипник, используя для этой цели гидравлическое приспособление.

Подшипник должен плотно сидеть в отверстии, а его внутренняя обойма должна легко, без заедания, вращаться от руки. Перед установкой сцепления рабочие поверхности маховика и дисков сцепления необходимо тщательно протерет.

На маховик ставят ведомый и нажимный диски в сборе с кожухом сцепления, центрируют их оправкой по оси коленчатого вала, совмещают отверстия крепления кожуха с отверстиями маховика и завертывают болты в сборе с шайбами.

Болты крепления кожуха сцепления к маховику ЗИЛ-130 затягивают динамометрическим ключом (момент затяжки 3—4 кГм).

Высоту рычага выключения сцепления относительно плоскости торца маховика регулируют, используя контрольное приспособление.

Рычаги должны находиться в одной плоскости на расстоянии 50±0,25 мм от торца маховика. Болты крепления опорных пластин шплинтуют вязальной проволокой.

На кожухе сцепления и маховика выбивают метки (около одного из болтов), обозначающие их взаимное расположение. Собранный с маховиком и сцеплением коленчатый вал устанавливают на станок для динамической балансировки.

Коленвал в сборе с маховиком и сцеплением ЗИЛ-130 динамически балансируют относительно крайних коренных шеек в плоскости маховика. Величина дисбаланса не должна превышать 70 гсм.

Дисбаланс устраняют сверлением на маховике отверстий диаметром 15 мм на глубину не более 25 мм на радиусе 184 мм, а также постановкой регулировочных пластин под болты крепления кожуха сцепления. Между балансировочными отверстиями выдерживают расстояние не менее 20 мм.

Перед динамической балансировкой на каждую шатунную шейку устанавливают разрезное кольцо. Балансировать коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением можно при начальном дисбалансе не более 180 гсм.

При большем дисбалансе узел разукомплектовывают. Собранный и отбалансированный коленчатый вал продувают сжатым воздухом для удаления стружки металла, оставшейся на поверхностях деталей при сверлении отверстий на маховике, снимают грузики и устанавливают их на стеллаж.

После устранения дисбаланса взаимное положение маховика и кожуха сцепления отмечают краской.

Для динамической уравновешенности коленчатого вала ЗИЛ-130 необходимо выполнение двух условий: центр тяжести приведенной системы вала должен лежать на оси вращения (условие статической уравновешенности); сумма моментов центробежных сил вращающихся масс относительно любой точки оси вала должна быть равна нулю (динамическая уравновешенность).

Коленвал двигателя ЗИЛ-130 с расположением кривошипов под углом 90° несимметричен и сам по себе динамически неуравновешен. Динамическая уравновешенность коленчатого вала достигается установкой противовесов.

На автомобильном заводе в результате расчета уравновешенности с учетом действия суммарного продольного момента определены углы наклона противовесов, которые равны 11 и 25°.

Для шестицилиндрового рядного двигателя достаточно, чтобы комплекты поршней и верхние головки шатунов, т. е. детали, совершающие поступательное движение, а также нижние головки шатунов, совершающие вращательное движение, имели одинаковый вес по цилиндрам.

При одинаковых по цилиндрам двигателя изменениях масс возникают дополнительные одинаковые во всех цилиндрах силы инерции, которые будут взаимно уравновешиваться.

Для V-образных двигателей ЗИЛ-130 должны быть выполнены все предшествующие положения для шестицилиндровых рядных двигателей, а, кроме того, детали, совершающие поступательные и вращательные движения, должны иметь строго определенный, установленный и одинаковый вес по цилиндрам.

Это обстоятельство вызвано тем, что противовесы коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 рассчитаны с учетом уравновешивания продольного момента от всех сил инерции поступательно и вращательно движущихся масс номинальной величины, а при динамической балансировке величину этих масс компенсируют навешиваемые на шатунные шейки грузы.

Вес этих грузов равен сумме веса деталей, совершающих поступательное движение, и удвоенному весу деталей шатуна в комплекте, совершающих вращательное движение одного кривошипно-шатунного механизма.

Все коленчатые валы двигателя ЗИЛ-130 балансируют на заводе-изготовителе с грузами одного веса, соответствующего весу кривошипно- шатунного механизма номинального размера.

Желательно и при ремонте вести балансировку коленчатого вала с грузами, соответствующими массами кривошипно-шатунного механизма номинального размера, но вес деталей кривошипно-шатунного механизма номинального размера, совершающих поступательное и вращательное движение, как было установлено, изменяется.

Исходя из этого при балансировке коленвала ЗИЛ-130 в условиях авторемонтного производства вес грузов, навешиваемых на шатунные шейки, необходимо устанавливать с учетом изменения веса деталей кривошипно-шатунного механизма.

Грузы, применяемые на заводе, могут быть использованы при ремонтах только в случае балансировки коленчатых валов номинального размера или равным по весу номинальному размеру. При этом могут возникнуть некоторые технологические осложнения.

В случае увеличения масс кривошипно-шатунного механизма, а следовательно, и веса груза, навешиваемого при балансировке на шатунные шейки, необходимо будет несколько увеличивать, а не уменьшать массы противовесов.

Эту операцию необходимо выполнять при балансировке коленчатого вала в сборе с маховиком и сцеплением установкой выносных противовесов.

Эти противовесы могут быть установлены на шкив привода вентилятора и на маховик. При уменьшении веса масс кривошипно-шатунного механизма динамическую балансировку коленчатых валов нужно осуществлять, удаляя металл из противовесов.

Проверка и регулировка осевого зазора распредвала и коленвала ЗИЛ-130

Нормальные осевые зазоры распределительного и коленчатого валов двигателя восстанавливают в ремонтных мастерских и только в том случае, если обнаружены признаки увеличения осевых зазоров.

Признаком увеличения осевого зазора распределительного вала является стук распределительных шестерен.

При работе двигателя ЗИЛ-130 распредвал, воспринимая осевое усилие, упирается во фланец и постепенно изнашивает его, вследствие чего увеличивается нормальный осевой зазор и появляются стуки в газораспределительном механизме.

Признаком увеличения осевого зазора коленчатого вала является глухой стук вала.

При работе двигателя осевое усилие коленчатого вала воспринимается упорными биметаллическими шайбами, установленными с обеих сторон первого коренного подшипника.

Шайбы эти постепенно изнашиваются, вследствие чего увеличивается нормальный осевой зазор и появляется стук, прослушиваемый через газораспределительный механизм (ГРМ) ЗИЛ-130.

Возникновение такого стука указывает на необходимость регулировки.


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________