Устройство систем тормозов и рулевого управления ЗИЛ-4331
Пневматический привод тормозов автомобиля ЗИЛ-4331
В пневмоприводах тормозных систем с многоконтурными приводами
автомобилей ЗИЛ-4331, 433360, 431410 и др.) много общего в
назначениях и устройстве автономных контуров, в пневмоприводе и
используемых приборах.
Рис. 2. Схема пневматического привода тормозных систем
автомобиля ЗИЛ-4331
1 — компрессор; 2 — тормозные камеры передних колес; 3 — клапаны
контрольного вывода; 4 — клапан ограничения давления; 5 —
пневмоэлектрические
датчики включения сигнала торможения; 6 — кран вспомогательной
тормозной системы; 7 — воздухораспределитель; 8 — кран аварийного
растормаживания стояночной системы; 9, 11 — воздушные баллоны
рабочей тормозной системы; 10 — конденсационный воздушный баллон; 12
— краны
для слива конденсата; 13 — пневмоэлектрические датчики падения
давления в тормозных системах; 14 — тройной защитный клапан; 15 —
кран
стояночной тормозной системы; 16 — пневмоцилиндры привода механизмов
вспомогательной тормозной системы; 17 — двухстрелочный манометр
рабочей тормозной системы; 18 — двухсекционный кран рабочей
тормозной системы; 19 — двойной защитный клапан; 20 — регулятор
давления; 21 —
предохранитель от замерзания конденсата; 22 — воздушный баллон
стояночной тормозной системы с датчиком ее включения; 23 — воздушный
баллон
вспомогательной тормозной системы; 24 — клапан управления тормозной
системой прицепа (полуприцепа) с однопроводным приводом; 25 — клапан
управления тормозной системой прицепа (полуприцепа) с двухпроводным
приводом; 26— одинарный защитный клапан; 27— ускорительный клапан;
28 —
тормозные камеры задних колес; 29 — клапан быстрого растормаживания;
30 — регулятор тормозных сил; 31 — двухмагистральные перепускные
клапаны; 32, 33 — соединительные головки
Схема пневматического привода тормозов автомобиля ЗИЛ-4331 приведена
на рис. 2.
Сжатый воздух из компрессора 1 через регулятор давления
20,
предохранитель от замерзания конденсата 21, конденсационный
воздушный баллон 10 поступает к блоку защитных клапанов (двойной 19
и тройной 14),
которые распределяют воздух, заполняя воздушные баллоны первых
четырех независимых контуров:
- привода тормозов передних колес (контур /);
- привода тормозов задних колес (контур //); привода стояночной и
запасной тормозных систем, а также комбинированного привода тормозов
прицепа или
полуприцепа (контур ///);
- привода вспомогательного тормоза и питания других пневматических
устройств, включая агрегаты трансмиссии автомобиля (контур IV).
Наряду с этим имеется контур V привода системы аварийного
растормаживания, который не имеет своего воздушного баллона.
Во всех
воздушных
баллонах имеются краны 12 для слива конденсата, а во всех контурах
встроены пневмоэлектрические датчики 13 падения давления сжатого
воздуха.
Двухстрелочный манометр 17 соединен с воздушными баллонами двух
первых контуров привода механизмов рабочей тормозной системы
ЗИЛ-4331.
Для проверки работы тормозных систем в различных точках
пневматического привода установлены клапаны 3 контрольного вывода, к
которым
присоединяются переносные манометры.
Контур I включает в себя воздушный баллон 11, датчик 13 падения
давления, нижнюю секцию тормозного крана 18, клапан 4 ограничения
давления,
тормозные камеры 2 передних колес и клапан 3 контрольного вывода.
Контур II включает в себя воздушный баллон 9, датчик 13 падения
давления, верхнюю секцию крана 18, регулятор тормозных сил 30 с
упругим элементом,
клапан 3 контрольного вывода и тормозные камеры 28 задних колес
ЗИЛ-4331.
Контур III включает в себя воздушный баллон 22, датчик 13 падения
давления, кран 15 стояночной тормозной системы с ручным управлением,
ускорительный клапан 27, два двухмагистральных перепускных клапана
31, клапан быстрого растормаживания 29, клапан контрольного вывода
3,
пружинные энергоаккумуляторы, расположенные в тормозных камерах 28
задних колес.
В этот контур также входят: одинарный защитный клапан 26, клапаны 25
и 24 управления тормозами прицепа (полуприцепа) соответственно с
двухпроводным и однопроводным приводом, две автоматические
соединительные головки 32, одна соединительная головка 33 (тип А) и
датчик 5 сигнала
торможения, обеспечивающий подачу светового сигнала при работе любой
системы тормоза ЗИЛ-4331.
Контур IV включает в себя воздушный баллон 23, датчик 13 падения
давления, кнопочный кран 6 включения вспомогательного тормоза, два
пневматических цилиндра 16, датчик 5 сигнала торможения, клапан 3
контрольного вывода и воздухораспределительную коробку 7, которая
предназначена для питания сжатым воздухом пневмоусилителя сцепления,
переключателя передач в делителе, пневмостеклоочистителя и других
потребителей сжатого воздуха.
Контур V включает в себя кнопочный пневмокран 8 аварийного
растормаживания стояночного тормоза, двухмагистральный перепускной
клапан 31,
тройной защитный клапан 14 и энергоаккумуляторы тормозных камер 28.
Рулевое управление автомобилей ЗИЛ-4331
Главным условием безотказной и долговечной работы рулевого
управления ЗИЛ-4331 является содержание в чистоте его гидравлической
системы.
Для
гидроусилителя руля применяют только чистое отфильтрованное масло,
которое заливается через воронку с двойной сеткой, и заливной
фильтр,
установленный в бачке насоса.
Применение загрязненного масла вызывает быстрый износ насоса и
гидроусилителя. Система гидроусилителя руля заправляется на
заводе-изготовителе
всесезонным маслом для гидросистем автомобилей марки Р (ТУ
38-1011792—71).
Это масло имеет низкую температуру застывания и содержит
противоизносную, антиокислительную и другие присадки, улучшающие его
качество.
При эксплуатации системы гидроусилителя руля ГУР ЗИЛ-4331,
заправленной маслом Р, оно только доливается при необходимости в
бачок насоса.
Смена масла производится только при ремонте агрегатов системы
гидроусилителя руля.
При отсутствии масла Р допускается доливать масла, рекомендуемые
заводом-изготовителем как заменители. Однако долговечность насоса и
рулевого
механизма при этом снижается.
При доливке масла-заменителя смену масла производят 2 раза в год
(осенью и весной).
При отказе гидроусилителя из-за повреждения насоса ГУР ЗИЛ-4331 или
собственно гидроусилителя, разрушения шланга или ремня привода
насоса
пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до
устранения неисправности.
Длительная работа на автомобиле с неработающим гидроусилителем
рулевого управления приводит к быстрому износу рулевого механизма
или его
поломке, так как при этом чрезмерно нагружаются упорные
шарикоподшипники, винт рулевого управления и другие детали узла
шариковой гайки.
Ускоряется также износ карданного вала и колонки рулевого
управления. По этой же причине не допускается длительная буксировка
автомобиля с
неработающим двигателем без вывешивания его переднего моста.
Запрещается останавливать двигатель до полной остановки автомобиля,
а также двигаться с неработающим двигателем на спусках или накатом
по
горизонтальному участку пути.
В этих случаях насос гидроусилителя руля ЗИЛ-4331 перестает работать
и усилие на рулевом колесе и на деталях рулевого механизма резко
возрастает.
При маневрировании и выходе из глубокой колеи при движении по плохим
проселочным дорогам запрещается длительно удерживать рулевое колесо
повернутым до упора в ту или другую сторону.
В этом случае насос
работает на предохранительный клапан, что вызывает быстрый нагрев
масла и может
привести к выходу насоса из строя.
Для продолжения движения в случае выхода из строя шлангов ГУР
ЗИЛ-4331 соединяют нагнетательное отверстие насоса с возвратным
патрубком на
бачке насоса, закрывают нагнетательное и возвратное отверстия
рулевого механизма деревянными пробками или другим способом,
обеспечивающим
защиту от попадания грязи или инородных тел, и доливают масло.
При таком движении двигатель должен работать с возможно малой
частотой вращения коленчатого вала; наблюдают за температурой масла
в бачке
насоса и при его чрезмерном нагреве останавливают автомобиль для
того, чтобы масло остыло.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
- Техобслуживание сцепления ГАЗ-3307
- Система рулевого управления ГАЗ-3307
- Детали КПП автомобиля ГАЗ-3307
- Обслуживание заднего моста ГАЗ-3307
- Обслуживание топливной системы дизельного двигателя Д-245
- Сцепление ГАЗ-3309 с дизельным двигателем
- Операции по разборке коробки передач ГАЗ-3309
- Сервис переднего моста ГАЗ-3309
- Ремонт карданных валов автомобилей ГАЗ-3309
_________________________________________________________________________________________
- Операции по сборке базовых компонентов двигателя ЗИЛ-130
- Операции по сервису и ремонту КПП ЗИЛ-130
- Техобслуживание и ремонт сцепления ЗИЛ-130
- Ремонт и регулировки заднего моста ЗИЛ-130
_________________________________________________________________________________________
- КАМАЗ-4310, 43118, 43114
- КАМАЗ-5320, 55111, 53212, 5511, 55102
- КАМАЗ-65115, 6520, 65117
- КАМАЗ-4308
- Двигатель КАМАЗ-740
_________________________________________________________________________________________
- Детали блока цилиндров и головки двигателя ЯМЗ-236
- Сервисное обслуживание поршневой группы и коленвала ЯМЗ-236
- Диагностика и технические регулировки двигателя ЯМЗ-236
- Устройство и регулировки ТНВД и форсунок двигателя ЯМЗ-236
- Блок цилиндров и поршневая ЯМЗ-238
- Компоненты системы питания топливом дизеля ЯМЗ-238
- Устройство и регулировки ТНВД дизеля ЯМЗ-238
- Техническая конструкция коробки передач ЯМЗ-239
_________________________________________________________________________________________
- Компоненты переднего моста и рулевые тяги автомобиля Маз-5516, 5440
- Система рулевого управления автомобилей Маз-5516, 5440
- Детали сцепления и коробки передач Маз-5516, 5440
- Техническое обслуживание ведущих мостов автомобилей Маз-5516, 5440
- Гидроусилитель рулевого управления автомобилей Маз-5551, 5335
- Обслуживание карданной передачи автомобилей Маз-5551, 5335
- Техбслуживание и регулировка сцепления Маз-5551, 5335
- Ремонт и сервис заднего моста автомобилей Маз-5551, 5335
_________________________________________________________________________________________
- Коробка переключения передач Урал-4320
- Устройство и регулировки мостов Урал-4320
- Обслуживание раздаточной коробки Урал-4320
- Компоненты рулевого управления Урал-4320
_________________________________________________________________________________________